ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И АЗЕРБАЙДЖАНО-ГРУЗИНО-ТУРЕЦКИЙ СОЮЗ

14.11.15 19:05


Черноморско-Каспийский регион имеет особое геополитическое значение, являясь зоной стратегических интересов региональных и мировых Держав.
Указанный регион особенно актуален в историческом контексте, поскольку на протяжении веков зона Черноморско-Каспийского региона крайне редко была примером реальной стабильности. Даже в период СССР, когда большую её часть контролировала эта бывшая сверхдержава, было очевидно, что на самом деле регион находится на стыке противоречивых интересов соперничавших геополитических субъектов.
Напряжённое геополитическое соперничество между формирующимися новыми геостратегическими центрами при активном участии фактора «морской силы» создаёт весьма реальные перспективы превращения всего обширного Черноморско-Кавказско-Каспийского пространства в один из решающих фронтов в будущем «атлантистско-евроазийском геополитическом противостоянии».
В наши дни страны региона согласны с тем, что необходимы совместные усилия для обеспечения безопасности в регионе. Для реализации на практике этой идеи создаются парламентские,военнополитические и экономические структуры стран региона. Основными субъектами на геополитическом поле Черноморско-Каспийского региона в начале ХХI в. выступили Российская Федерация, Турция и Иран. При этом региональные державы видят себя в роли регионального лидера в этом пространстве.


Безусловно, США тоже считают этот регион, в том числе отдельно взятый Центральный Кавказ зоной своих первоочередных интересов из-за энергетических богатств, перспективных нефтегазовых проектов поддерживаемых ею. Но после событий 2008 года, России удалось остановить процесс расширения НАТО на Восток. Вопрос вступления Грузии в НАТО был снят с повестки дня и была создана угроза транснациональным энергетическим проектам, способным положить конец энергозависимости Европы от России.
Геополитические, идеологические процессы и их ситуационные изменения непосредственно воздействуют на все страны региона. Любой конфликт на территории соседнего государства рано или поздно становится причиной серьёзных внутренних потрясений. Поэтому важность происходящих процессов для обеспечения национальной безопасности региона неоспорима.
После распада Советского Союза, Россия лишившись большого пространства и привычного положения в международных отношениях в постсоветских республиках создавала и сепаратистские движения, что привело к оккупации 20% территории Грузии и Азербайджана. Исходя из этой политики России в Грузии и в Азербайджане не могли не зародиться антироссийские настроения. Однако в отличии от Грузии руководство Азербайджанской Республики всё же вело и продолжает вести сбалансированную политику. Следует отметить, что Азербайджан и Грузия в регионе являются геополитическими союзниками. Этому также способствует историческое прошлое наших народов, на основании чего продолжается и новая политика дружественных взаимоотношений братских народов.
Исходя из геополитической конфигурации нашему, т.е. азербайджанско-грузинскому союзу необходимо найти геополитическую опору. На наш взгляд таким государством может выступить соседняя и в то же время братская Турция. Возможно некоторые политологи из Грузии считают геополитическую ориентацию на мусульманскую Турцию неприемлимой... Но все мы помним, что
«проваславной» России не помешало бомбить города и сёла православного грузинского народа. Геополитика имеет свои законы, и в этом контексте религия не имеет никакого значения, тем более толерантность азербайджанского и грузинского народов имеют свои исторические корни. А также Турция не смотря на религиозную ориентацию правящей партии, является светским государствам. Думается, что не только геополитическое сотрудничество между нашими странами, но и военное будет залогом восстановления территориальной целостности Азербайджана и Грузии.
А что касается «исторической памяти», о набегах сельджуков и Османской Турции на территории Кавказских стран, то надо брать пример из отношений Франции и Германии. Франция в обе мировые войны, воюющая с Германией и страдающая от неё, сегодня объединилась с нею и вместе составляют «костяк» Европейского политико-экономического единства. Региональная экономическая интеграция неразрывна с реализацией военной и политической безопасности.
Многолетняя оккупация исторических территорий Грузии и Азербайджана оказывают непосредственное влияние на формирование политики национальной безопасности Южно-Кавказских государств для поиска опоры в геополитическом соперничестве.
Политика России в отношении пространства бывшего Союза не перетерпела никаких изменений в сторону прагматики. Значительные изменения векторов внешнеполитических приоритетов Азербайджана и Грузии требуют перманентных корректив внешнеполитического дискурса с Россией.
Традиционные представления о международных отношениях основывались на трёх главных формах территории, суверенитете, безопасности государств факторов международной политики. Поэтому главная задача Грузии и Азербайджана заключается в установлении правовых отношении с геополитическими силами – государствами, поддерживающих национальные и государственные интересы. Иначе говоря, традиционная геополитика рассматривает каждое государство как своего рода географический или пространственно-территориальный организм, обладающий особыми физико-географическими, природными, ресурсными, людскими и иными параметрами, собственным неповторимым обликом и руководствующийся исключительно собственными волей и интересами.
Безусловно Азербайджанское, Грузинское государства ни в коей степени не должны упускать из виду важные геополитические стремления Держав, и в тоже время сами должны приспособиться к новым реалиям с учетом территориальной целостности страны.
Южный Кавказ уже превратился в стратегически важнейший перекресток геополитики XXI века. К этому региону привязаны наиболее важные и амбициозные проекты транзита энергетических ресурсов и упрочения военного коридора
«Западная Европа – Восточная Азия», центры управления которыми находятся в Вашингтоне и Брюсселе.
Нынешнее геополитическое положение Черноморско-Каспийского региона остается не определенным, что дает возможность рассматривать его как «ничейную полосу», «пограничье», регион, которому присуще состояние «имманентной нестабильности», порождаемой несовпадением интересов и усиливающимся противоборством внешних сил. Базовые направления политики американской администрации в ЧерноморскоКаспийском регионе были сформулированы еще в конце 1990-х годов. В специальном заявлении госдепартамента США, распространенном в ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ, была поставлена задача укрепления в этом регионе позиций США и Турции в противовес интересам России. Параллельно с этим формировалась и стратегия постепенного внедрения в ЮжноКавказский регион НАТО, непосредственно связанная с целями поддержания стабильности на трассе нефтепровода Баку-Тбилиси -Джейхан и упрочения позиций США в регионе. Речь также идет о согласовании действий в отношении конфликтов на территории Молдовы, Грузии, Азербайджана и решении вопросов, связанных с европейской и евроатлантической интеграцией стран. Однако как уже отметили в начале, события 2008 года заметно притормозили интеграционные процессы.
Сегодня Азербайджан владеет уникальной добычей нефти и газа, Грузия и Турция владеют уникальными возможностями транзита. Почемубы эти усилия не объединить? Так на Киевском саммите был поставлен вопрос об энергетических программах, альтернативные российским, для чего в рамках ГУАМ был создан топливо энергетический совет. Однако сегодня будущее ГУАМ и к сожалению целостность Украины под вопросом, но геоэкономические проекты не будут приостановлены.
Упрочению позиций России в Черноморско – Каспийском регионе, несомненно, могла бы способствовать её более конструктивная позиция в отношении конфликтов, т.е. оккупированных Россией территории Грузии, Молдовы и совместная Российско – армянская аннексия Азербайджанской территории.Из-за такой политики России, руководители этих стран проявляют все большее недовольство политикой России, склонной сохранять сложившийся status quo.
Национальные интересы , безопасность государств выступают основой , мотивом , побуждающим к военному сотрудничеству . Анализ международного военного сотрудничества показал, что в зависимости от своих национальных интересов, государства реализует свои интересы в ходе геополитического взаимодействия. В этом аспекте азербайджано – грузинское военное сотрудничество является исторически обусловленным и вызвано объективными потребностями развития двух стран. Военное сотрудничество, или военный союз продиктован геополитическим союзом двух государств, единое геостратегическое пространство, общее историческое прошлое, сохранившиеся экономические, культурные и другие традиционные связи . Оно представляет собой взаимодействие в области строительства, подготовки и применения вооруженных сил для охраны государственных границ.
Выработанное понятие азербайджано-грузинского сотрудничества в военной сфере как совокупности определенным образом организованных и плановых совместных действий государств в военной и иных сферах жизнедеятельности, обеспечит военную и политическую безопасность, защиту национальных интересов и правовое закрепление обороноспособности, создание необходимых условий для развития стратегического партнерства наших государств, позволит уточнить и конкретизировать в дальнейшем расширение этого военного сотрудничества и привлечение к этому союзу Турцию как региональную державу.
Еще в марте 2014 года в армянской газете ˮ Ноев ковчег ˮ была опубликована статья политолога Сергея Минасьяна: ˮ Грузия – Азербайджан – Турция :ˮˮтройственный союз или ˮстратегическое партнерствоˮ? В статье политолог проявляет обеспокоенность тем , что в концепции национальной безопасности Грузии, Азербайджан назван ˮстратегическим партнеромˮ, а Турция основным партнером и региональным лидером с точки зрения социально экономических и военно-политических отношений .
Если ˮукрепившиеˮ свою военно политическую безопасность с участием в ОДКБ и военностратегическим сотрудничеством с Россией армяне обеспокоены с созданием ˮтройственного союзаˮ, почему бы ее не создать?
История региона плотно связана как с Россией, так и Турцией. И Турция должна выступать как очень активный фактор геополитических событий на Южном Кавказе. Если создать такой военнополитический ˮ тройственный союзˮ , то на мой взгляд это надо делать немедленно,потому что Россия сегодня сильно занята на Украине. Вовлечённая на украинский конфликт Россия в данный момент не захочет ввязаться на новый конфликт и настраивать весь мир против себя еще одной интервенцией . Кроме этого во время Украинских событий, когда вся Европа говорила об изоляции России и санкциях против нее , Турция проявила сдержанность и приверженность к экономическим договоренностям с Россией.
Для сохранения своего стратегического влияния на Черноморско – Кавказско Каспийском пространстве Россия вынуждена искать союзников. В данное время наиболее вероятным претендентом на роль геополитического партнера России в этом регионе становится Турция. Отношения между ними в последние годы усиленно развиваются как на экономическом, так и в государственно – политическом уровне.
Сам факт, что Грузия , Азербайджан и Турция на протяжении ряда последних лет последовательно укрепляют свое партнерство во всех сферах, воспринимается общественным мнением всех трёх стран как процесс естественный и необходимый. К тому обязывает и современная международная обстановка с ее каскадом новых угроз. Противостоять им, надежно защитить наши государственные границы надо сообща, наращивая военное и военно-техническое сотрудничество. Более того уровень развития сотрудничества между нашими странами является существенным показателем для оценки глубины политического взаимодействия. Можно и нужно создавать и развивать новые «площадки» для полноценных, глубоких и взаимовыгодных политических отношений, а также военно-политическое сотрудничество.

Литература:
[[1]. Бжезинский З. «Двойка», способная изменить мир / «The Financial Times». 2009. [2]. Бжезчнский 3. Геостратегия для Евразии// Независимая газета. — 24.10. 1997
[3]. Гаджиев К.С. Геополитика. — М.: Международные отношения. — 1997.
[4]. Ландабасо Ангуло А.И. Терроризм и этнополитические конфликты / Рос. акад. наук. Ин-т Европы
М. : Огни, 2004
[5]. Казанцев, Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России / Ю.И. Казанцев. – Ростов н/Д, 2002.
Киссинджер, Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. – М., 1997.
[6]. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации : учебное пособие / под ред. П.А. Цыганкова. – М., 2007.
[7]. Европейские страны СНГ: Место в «Большой Европе» / под ред. В. Грабовски, А.В. Малыгина, М.М. Наринского. – М., 2005.

Натиг Гумбатов
Историк (Азербайджанская Республика)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента