АНАЛИТИКА

Реальная Армения и мифическая «историческая Армения» реваншистов

15.04.24 7:49


Наконец-то государственный деятель в Республике Армения - премьер министр Никол Пашинян сказал вслух простую истину о том, что мифическая «историческая Армения» и реальная Республика Армения антагонисты и первая создает серьезнейшие угрозы для другой. Об этом он заявил 10 апреля 2024 г. в парламенте, представляя отчет о ходе и результатах программы правительства Республики Армения (2021-2026 гг.) за 2023 год.

«Никто не может любить историческую Армению больше, чем я. Но я, как премьер-министр, отказываюсь любить историческую Армению больше, чем Республику Армения. Я вообще отказываюсь что-либо любить больше, чем реальную Армению» - заявил Никол Пашинян.

Нынешний премьер озвучил то, что в принципе этническим хаям нужно было говорить с самого начала. Это уберегло бы хайский народ от многих бедствий и напрасных жертв. Существует реальное государство хайского этноса - Республика Армения, которое по своим международно-признанным границам совпадает с Армянской ССР образца 1991 г. С этими границами нужно было давно смириться, как с реальностью и исходя из нее строить и свое государство и свое будущее.

Возможно эти границы кому-то и не нравятся... Возможно кто-то из хайев хотел бы видеть Армению в мифических границах «великой империи Тиграна Великого». Но мало ли кто чего хочет. Некоторые монголы, например, хотели бы чтобы их государство соответствовало империи Чингисхана, в которую между прочим входили все мифические «владения Тиграна Великого» малозаметным пятном. Но это не значит, что зажатая между Китаем и РФ современная Монголия должна начинать войны за владения «исторической Монголии» времён Чингисхана. Хотя это государство вообще то, в отличие от «великой Армении», было совсем не мифическим , а реальным.

Правительству Пашиняна для того, чтобы перейти от мифов к осознанию реальности понадобились и поражение в 44-дневной войне и дальнейшее осознание невозможности конструировать реальную политику на основе мифов. По словам Пашиняна, он и все правительство Республики Армения долгое время, будучи носителями традиций и психологии «исторической» Армении, только в 2022 году зафиксировали, что ключевой фактор обеспечения безопасности Армении игнорируется с первых лет основания государственности. Этим фактором, как пояснил премьер, являются международно-признанные границы Республики Армения.

«Лишь после сентябрьской войны 2022 года я однозначно убедился, что фиксация международно-признанной территории Республики Армения может стать дополнительным и решительном фактором в вопросе обеспечения краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной безопасности нашей страны», - заявил он.

Именно с этого момента, по его словам, стартовал психологический и политический процесс, называемый процессом делимитации между реальной и «исторической» Арменией. При этом, как указал Пашинян, процесс дается тяжелее и болезненнее, чем делимитация с Азербайджаном.

«Историческая Армения не признает территориальную целостность реальной Армении, поскольку последняя является ограничивающим фактором для первой», - заверил Пашинян.

В этом смысле, продолжил Пашинян, «историческая Армения», вольно или невольно, вторит ряду стран, «которые посягают на суверенитет, независимость и территориальную целостность» реальной Армении.

Помимо этого, указал премьер, «историческая Армения» не только гарантирует вечную вражду с рядом стран, но и дает им повод и основания для агрессивной политики в отношении Республики Армения. Она также заставляет реальную Армению быть зависимой от «старшего партнера», лишенной реальной независимости, заметил он.

«Наше видение «исторической Армении» всегда будет заводить нас в ловушку «геноцида», оказавшись в которой мы будем нуждаться в спасителе и покровителе, без которого мы не можем существовать. Боязнь геноцида будет держать нас в статусе форпоста. А форпост не нуждается ни в территориальной целостности, ни в границах, ни в суверенитете. Он нуждается только в покровителе», - заявил Пашинян.

Пашинян считает, что власть и общество Армении должны сконцентрироваться на обслуживании интересов реальной Армении, причем зафиксировав невозможность возвращения к мышлению и логике «исторической Армении» в будущем. В противном случае, внутри страны будет существовать постоянный источник, генерирующий угрозы, заявил он.

Такое здравое рассуждения главы правительства Республики Армения впервые за многие годы встретили яростное возмущение реваншистов. И катализатором этого возмущения, судя по всему, становится Эчмиадзин.

Ещё до заявления Никола Пашиняна об антагонизме реальной и «исторической» Армении, во время пасхальной проповеди 31 марта 2024 г. Гарегин II сделал акцент на реваншистские высказывания. Он вновь использовал термины «оккупация» и «депортация армян из Нагорного Карабаха», заявил об «экспансионистских устремлениях» Азербайджана и «уничтожении армянского культурно-религиозного наследия в Нагорном Карабахе».

После же выступления Никола Пашиняна в парламенте относительно реальной и «исторической» Армении Гарегин II только усилил свою линию на миф о «великой Армении», в очередной раз начав разглагольствовать о «справедливом праве народа «арцаха» на «самоопределение» на «своей исторической родине», что, по его утверждению, не является реваншизмом. Он вновь повторил свои старые пропагандистские тезисы об «агрессии» Азербайджана, «оккупации арцаха и изгнании оттуда армян», «незаконном удержании армянских военнопленных», «уничтожении армянского исторического, духовного и культурного наследия».

Понятно, что как Гарегин II, так и другие реваншисты не упоминают ни о 30-летней оккупации азербайджанских земель, ни о насильственной депортации азербайджанского населения с его исконных территорий, ныне находящихся на территории Армении, ни о Ходжалинском геноциде. Не заикаются они и о праве на самоопределение изгнанных с территории Республики Армения азербайджанцев и их потомков. Более того, Эчмиадзин агрессивно настроен против деоккупации азербайджанских сел Газахского района в рамках делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы.

Протесты незаконных хайских поселенцев в оккупированных азербайджанских селах сегодня организует никто иной как епископ Тавушский Баграт Галстанян. На мероприятии в оккупированном азербайджанском селе Аскипара (по-хайски Воскепар) Баграт Галстанян заявил, что Воскепар (Аскипара) уже стал для армян символом победы. Это уже не просто небольшой населенный пункт, а «олицетворение единства и несокрушимости духа».

Что ж, недавно у хайских националистов была «символом победы» и азербайджанская Шуша. Придется отдавать краденные и захваченные «символы» их реальным хозяевам. Но реваншистская активность Эчмиадзина на фоне «возвращения к реальности», пусть даже на словах Никола Пашиняна, очень тревожный симптом.

Ведь Пашинян, хотя тоже является ставленником США и Франции, фигура временная. Его могут переизбрать и «заменить». А вот руководство Эчмиадзина - это "сакральные" и фактически "несменяемые" лидеры хайского этноса.

Кто бы не пришел к власти в Ереване - католикос «всех армян» и его епископы остаются «духовными авторитетами» для населения Республики Армения. И они, судя по всему, от мифической «исторической Армении» к реальной Армении в международно-признанных границах переходить не только не собираются, но наоборот усиливают реваншистскую истерику. Причем скорее всего не без согласия своих покровителей - той же Франции и Ватикана.

Григол Гиоргадзе

Прочитано : 5950


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента