«Воры» грузинской культуры и фальсификаторы истории

02.10.23 17:01


Часть №2

Одним из способов превращения армянами грузинских территорий в свои собственные было строительство григорианских церквей в Тбилиси и его окрестностях или преобразование существующих грузинских православных церквей в григорианские церкви как вблизи Тбилиси, так и в Картли в целом. Это заносчивое дело был одним из основных форм присваивающей деятельности армянских националистов.

Поскольку внешние архитектурные формы грузинских и армянских церквей практически одинаковы (небольшие различия заключаются лишь в геометрических пропорциях и внутреннем убранстве церквей), то стереть грузинские следы в обезлюдевших благодаря превратностям судьбы грузинских церквях и завладеть ими армянами было очень легко. Этот вопрос легко «решался», стирая грузинские надписи или хотя бы уничтожая камни с грузинскими надписями, помещенные в стенах церквей. Примеров много, и мы, очевидно, не можем обсуждать их здесь. Грузинские и зарубежные ученые-историки и исследователи опубликовали множество работ по указанным темам. Подобные процессы, особенно интенсивно, раньше происходили и продолжаются в Квемо Картли и Тао-Кларджети.

«Вторжение» армянского духовенства с целью обращения населения Грузии в григорианскую веру носило массовый, методичный и плановый характер. Интересные для нас сведения об историческом этнокультурном и религиозно-духовном наследии Квемо Картли дает газета «Грузия» от 9 ноября 1918 года, которая связывает строительство церквей и монастырей в регионе с именем Вахтанга Горгасали:

«Этот уголок с незапамятных времен был населен только грузинским племенем и 400 человек считался больше, чем селом. Это место принадлежало грузинским дворянам. Об этом свидетельствует и тот факт, что в V веке Вахтанг Горгаслан построил здесь несколько крупных церквей-монастырей, а также три архиерейских собора: обширный Ахталинский собор построил Вахтанг Горгаслан и поставил здесь епископа, и 120 сел были под его владением. Епископ Болнийский владел более чем 100 деревнями и его духовенством, включая Сион Болнисский, также епископский собор. Огромный собор Манглиси, епископский, носивший название Манглели, в котором присутствовало духовенство более 15 грузинских деревень и церковь Ахпата, огромная, купольная, были построены Вахтангом Горгасланом. Сегодня его захватила Армения. Санаинский храм, построенный сыном Вахтанга Горгаслана, сегодня захвачен армянами».

Упоминаемый в статье армянский «захват» Санаинской и Ахпатской церквей относится не к расположению этих церквей на территории Армянского государства в 1918 году, а к превращению этих грузинских православных церквей в монофизитские церкви и принадлежности их Армянской общине, проживающей на территориях Грузии. Интересно, что на некоторых из этих церквей до сих пор сохранились грузинские надписи. Часть грузинских надписей была соскоблена местным армянским населением, а камни с надписями были украдены.

Таких фактов, к сожалению, много и они широко известны. На ту же тему в № 217 той же газеты известный грузинский общественный деятель и издатель, исследователь-популяризатор истории и писатель Закария Чичинадзе в своей статье «Останки грузин в Борчалинском уезде» писал:

«Борчалинский уезд был неотъемлемой частью Грузии с древнейших времен - это подтверждается многими историческими документами. В этом краю - старые останки, сделанные руками грузина... Храм Цугругашени, монастыри, нетронутые, красиво построенные, в благополучном месте, с арками. Сегодня обомшелый.

Храм Дмании, Кафедра Ташира, великолепное строение, безупречное. Здесь сидел епископ и назывался Дманисским. Этот храм расположен на реке Машавари, в имении Орбелианов. Вахтанг Орбелиани посвящает ему следующие строки: «Исчезни, Дманиси, и пропади в бездну, дабы не возвышался перед моими глазами причиняя мне муки». Сегодня этот храм и его окрестности являются собственностью богатого армянина.

Цалкский собор, чарующее строение, раньше служил резиденцией епископа, управлявшего грузинскими селами Ташир и Триалети вплоть до Джавахети. Монастырь Вардисубани, безкупольный. Воздвигнут на прекрасном месте. Монастырь Пиргебула, высечен в скале, украшенный большими постройками. Во времена Вахушти, в 1740 году, здесь сидел грузинский архимандрит. В 12 веке его отремонтировала царица Тамар. Царь Мирдат построил в долине Кциа два храма, один из которых — Гумбати — спросил меня Ланг Темур. Второй небольшой монастырь, который во времена Вахушти, в 1740 году, назывался «Хуцис Амар». Коберский монастырь, чудесный храм. Сегодня это собственность армян.

Монастырь Дзели Заварини, построен грузинами. Грузинские цари присягали на верность царству Ираклия на Кресте Истинного Столпа. Сегодня он в руках армян. Небольшая церковь Рустави, построенная руставцами недалеко от села Арашенда в ущелье Алгети, до сих пор стоит с грузинскими надписями. Храм Питарети, превосходный по своей архитектуре, живописи и расположению.

Еще одним интересным памятником грузинской архитектуры является монастырский комплекс Киранци (Коринджи). Он расположен в провинции Тавуши, в 12 км к юго-западу от села Киранци. Он был основан в 13 веке. Составные части — 3 церкви, несколько портиков, трапезная, дарохранители и вспомогательные постройки. Монастырь был окружен защитной стеной, ныне разрушенной, в юго-западной части которой находятся арочные ворота. Большинство зданий построены из кирпича (что является редкостью в Армении) и чисто тесанного камня.

Главная церковь монастырского комплекса Киранци датируется 13 веком. Это прямоугольный купольный зал. По обеим сторонам алтаря расположены по два пилона и одна боковая капелла. На вершине церкви возвышается восьмиугольный купол, шейка которого украшена поливными изразцами в форме шестиконечной звезды и ромба. Через два входа церкви паломник попадает в пристройку преддверия. С севера и юга от главного храма построены два однонефных собора. Трапезная, построенная из грубого песчаника и булыжника, расположена к северу от главной церкви. Это сводчатый зал, построенный на трех арках. Трапезная Киранцского монастыря является одним из важных представителей нерелигиозных архитектурных памятников Средневековья на территории современной Армении. Главный храм и трапезная были изнутри покрыты фресками, что нетипично для армянской монастырской архитектуры. В нижней части купола написаны сцены Вознесения, а на парусах изображены четыре евангелиста. На фрагментах фресок сохранились грузинские и греческие надписи. Это показывает, что монастырь был халкидонско-православным.

Внутреннее и внешнее убранство церкви сочетает в себе грузинские и армянские архитектурные традиции. Помимо остатков монастырских стойл и вспомогательных построек, на территории комплекса сохранилось и старое кладбище. Сегодня место, где стоял монастырь, носит такое название из-за деревни, рядом с которой он расположен.

Монастырь Кобаир (Кобери) – очередной грузинский храм в современной Армении. Монастырь, судя по всему, был основан в раннем средневековье. Предполагается, что некоторое время он находился в руках представителей королевского двора Лоре Квирикейских. К середине 13 века жена Шанше Мхаргрдзели снова передала небольшой материнский дом от армян грузинам - именно в это время в Кобаире начались активные и обширные строительные работы, был построен большой храм, украшенный фресками, часовня для погребения для представителей дома Шанше, а также колокольня, столовая и другие постройки.

В Кобаире много обширных грузинских надписей, а также могилы с грузинскими надписями, принадлежащие членам семьи Мхаргрдзели (Долгорукий), а также работающим здесь лицам (есть еще очень интересная эпитафия в стихах). Монастырский комплекс Кобаир имел в то время большое стратегическое значение. Его фактически не видно из долины, но всей долиной можно было управлять из самого монастыря.

Сегодня монастырь значительно поврежден, комплекс разваливается день ото дня, о чем свидетельствуют разбросанные вокруг валуны, из которых когда-то был построен памятник. Тропа, ведущая к монастырю, проходит через полузаброшенное армянское село. Кое-где до сих пор сохранились остатки каменной лестницы, ведущей в монастырь. В том, что сам памятник хранит исторический материал, можно убедиться с первого взгляда. Едва сохранившиеся остатки стены, а также фрески по-прежнему величественны и впечатляющи. На обрушившихся стенах до сих пор хорошо сохранились грузинские надписи Асомтаврули.

А армяне пришли сюда из Турции в первой половине XIX века и не являются коренным населением этого региона».

Об этом регионе генерал Илья Одишелидзе в своем историческом труде «Границы Грузии» писал: Что касается уезда Ахалкалаки или, по-грузински, Джавахети, эта провинция принадлежала Грузии очень долго, на протяжении тысячелетий, и никогда не была частью Армении, если не считать наших весьма коротких периодов истории, когда армянские князья, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, вторглись со своими бандами в Джавахети.

В Джавахети нет ни одного армянского памятника, церкви и т.п. Эта провинция, а также нынешний уезд Ахалкалаки (Самцхе или Месхети по-грузински), Батумский округ (Шавшети и Аджария по-грузински), Испирская (Сперская) провинция и Лазистан были завоеваны турками в 16-17 веках. Эти провинции всегда входили в состав Грузии, их общее название - «Самцхе-Саатабаго», и ими управляло одно лицо, резиденция которого находилась в Ахалцихе. Турки также объединили эти провинции в одну провинцию, которая была полунезависимой, ее правители принадлежали к роду княжеского происхождения Джакели, и их внешняя политика также была независимой. Эти правители были грузинами, а один из их представителей, Риза-паша Джакели, жив до сих пор и является членом турецкого Сената...

Азербайджанский учёный, главный научный сотрудник Азербайджанского педагогического университета, доктор философских наук Амрали Исмаилов отмечает, что армяне, пожалуй, единственный народ в мире, который на протяжении веков вдохновлялся следующими идеями:

а) превосходство над остальным человечеством;
б) уничтожение народов тюркского происхождения;
в) владение значительной частью территорий Европы, Малой Азии, а также Турции, Азербайджана, Грузии, Северного Кавказа, южных областей России, Украины и Молдавии;
г) присвоение исторической культуры других народов всеми способами;
д) «удревнение» и фальсификация армянской истории;

Дошло даже до того, что армянский писатель Сурен Айвазян пишет, что, оказывается, «Пришествие Бога и армян произошло одновременно». Суть этих мнений заключается в том, чтобы объявить армян первейшими хозяевами земли. Во времена Страбона, в конце первого века (н.э.) и конце первого века (н.э.), этот угол еще находился в руках армян. Но уже начиная с 35 г. н. э., когда, по мнению Тацита, иберийские цари были настолько сильны, что воевали против вторгшихся в Армению персов, и когда даже в самой Армении правил грузинский князь, очевидно, ситуация должна была заметно измениться. Слова Плиния также доказывают, что Тези и Триалети, которая также считалась одной из составных частей Гугарети в широком смысле, в первом веке н. э. принадлежат уже Иберам (Натур, его. гл. VI. §26, История грузинской нации, том I, 60).. (с. 112)

Со времен правления Давида Агмашенебели (1089-1125) Грузия стала настолько могущественным государством, что ее рост неудержимо продолжался и в первой четверти XIII века. Будучи единственным могущественным христианским государством в Малой Азии, Грузия была защитницей и спасительницей различных христианских народов, порабощенных мусульманами.

К этому же периоду относится и поселение армян в Гори и Шида Картли, организованное грузинским царским двором. Причины расселения понятны – они должны были внести определенный вклад в оживление городской жизни посредством гостеприимства, торговли, ремесленничеством и мелочной торговлей. Это была вторая большая волна переселения армян в Грузию.

Начиная с 1118 года, армяне больше никогда не владели территориями исторической Квемо Картли, и в течение следующих восьмисот лет, т.е. до 1918 года, армяне постоянно находились под господством турок-сельджуков, монголов, среднеазиатских туркменских племен, затем османов, персов и русских, а также созданных ими империй. В лучшем случае – в полном вассальном подчинении. За весь этот восьмисотлетний период армяне Закавказья пережили лишь одно столетие национального, религиозного, социального и культурного процветания. Освободившись от ига тюрко-сельджукского владычества в XI веке огромными усилиями царя Давида Агмашенебели, они в эпоху Тамар достигли полного культурного и духовного подъёма.

Да, «именно в это время, при царствовании Давида Агмашенебели, Димитрия Первого, Георгия III и Царя Тамар, когда Грузия поклонилась султану Арзрума в Малой Азии и достигла городов Казвина и Гургана в Персии, простиравшихся от Черного моря до Каспийского, армяне вздохнули свободно. У них был могущественный покровитель. Не случайно культурный и гражданский расцвет города Ани пришелся на период политического господства грузин.

В контексте упомянутого вопроса в передовой статье, напечатанной в номере газеты «Грузия» от 20 декабря 1918 года под заголовком «Грозное сообщение», г-н Георгий Гвазава писал: «После распада государства Армения и после того, как побежденный народ был вынужден покинуть почти всю свою землю, Грузия была его единственным убежищем. Ислам завоевал всю Малую Азию, там остались лишь два фрагмента христианской культуры – Грузия и Армения. Эта культурная близость породила и моральную близость, и армяне пребывали в Грузии почти как в собственной стране.
Двери Грузии всегда были открыты для них, грузинский народ принимал их радужно и дружелюбно. Армяне часто занимали первое место в государстве. Не заходя слишком далеко, достаточно вспомнить, что царь Ираклий дал армянам некоторые преимущества в гражданской жизни, раздал земли, предоставил им наши церкви».

Из книги Арчила Чачхияни «Армяно-грузинская война»

Продолжение следует

Прочитано : 2953


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента