АНАЛИТИКА

Нападение Армении на Грузию и грузино-армянская война 1918 г. –исторические факты. (Часть 4)

19.06.20 10:08


Продолжаем публикацию выдержек из книги «Из истории армяно-грузинских отношений. 1918 год (пограничные конфликты; переговоры; война; соглашение), изданной в 1919 г. в Тбилиси. Здесь пойдет речь об отражении первого нападения армянских войск на Грузию грузинской армией в конце октября 1918 г.:

«Действия армянских войск развивались все более и более в сторону активного наступления. Это видно из следующей телеграммы генерала Цулукидзе от 26 октября 1918 года (за 741) на имя Военного Министра:

«К 6 часам вечера разведка дала следующие результаты: армянские банды занимают Цатер, гору Агал, гору Цен и подошву Шег-Ахпира, очевидно эти банды сосредоточиваются ночью; состоять из служивших в рядах. От Коринджа по хребту в глубь нашего расположения в направлении на север также появились отдельные заставы в четырех местах. Несмотря на заверения армян о непродвижении вперед, как видно из расположения их, они затягивают петлю, стараясь оттеснить за Санаин. Сегодня 6 человек конной сотни с пулеметом, продвигаясь к флангу своего расположения, неожиданно были окружены из засады бандой армян и взяты в плен. Армянскому офицеру, начальнику заставы у моста, что на 118 версте, полковником Чхеидзе было передано, что несмотря на заве рения армян о непродвижении все таки отдельные заставы появляются в тылу и на флангах у нас, что подобное положение допустимо быть не может, а потому офицеру предложено дать знать своему начальнику убрать выдвинувшиеся части армян на линию Цатер— Кориндж; офицер к 10 часам вечера обещал дать ответ. Если к утру 27 выдвинувшиеся части армянских банд не будут отодвинуты на линию Цатер—Кориндж, то против этих банд открою враждебные действия».

В тот же день, 26 октября 1918 года, в г. Тифлисе была получена радиотелеграмма из Эривани от Министра-Председателя республики Армении Качазнуни, адресованная на имя Министра Иностранных Дел нашего Правительства. Радиограмма была следующего содержания:

«В ответ на вашу радиограмму, полученную в Эривани 25 октября в 23 часа 18 минуть нашим войскам отдан строгий приказ занимать посты, покинутые турками. Приказ повторен. В частности дано распоряжение очистить Кориндж и Цатер, занятые, очевидно, по недоразумению и в целях обороны. Благоволите с своей стороны сделать распоряжение прекратить вызывающие действия и внушающие опасения передвижения грузинских войск. Для мирного разрешения спора о границах предлагаю созвать армяно-грузинскую конференцию. № 539. Министр-председатель Качазнуни».


Упомянутые в телеграмме распоряжения и повторный приказ, однако, далеко не сразу получили отражение на фронте , где и 26 октября, и даже утром 27 октября, оставалось прежнее положение, а в этот последний день произошло и боевое столкновение (о котором, как о предстоящем, было упомянуто в цитированной выше телеграмме генерала Цулукидзе от 26 октября 1918 года за № 741).

Телеграммою от 27 октября 1918 года (№ 781) на имя Военного Министра генерал Цулукидзе доносил следующее: «Как доносил телеграммой № 741, 26 сего октября, сегодня в 5 часов утра по моему приказу был открыть огонь из бронированного поезда № 4 по бандам, занимавшим высоты на фланге и в тылу расположения нашего передового отряда против Кориндж. Огнем бронированного поезда банды были рассеяны. Нашему передовому отряду против деревни Кориндж было приказано выдвинуться в эту деревню. В этой перестрелке приняла участие наша застава, находящаяся на 118 версте у моста от конной сотни штабс-капитана Пианидзе. В этой перестрелке ранены с бронированного поезда артиллерист Джорбенадзе и из конной сотни всадник Гурджаниани. В 6 часов утра прибыль поезд с делегацией. В 7 часов 30 минуть утра я с делегацией выехал к мосту, что на 118 версте ; к этому времени враждебные действия были прекращены. По выяснении некоторых, обстоятельств часть армянской делегации выехала в Караклис к месту пребывания общего начальника отряда армянских войск Дро; в виду болезни последнего на нейтральную полосу у моста, что на 118 версте , приехал полковник Корольков, состоящей на армянской службе и командующий отрядом от полотна железной дороги до Коринджа включительно, как заявил сам полковник Корольков. Полковник Корольков передал копию срочной телеграммы, подписанной Дро от 26 октября, которого предписывается сдать деревни Кориндж и Цатер и уведомить грузинское командование. В виду этой телеграммы мною отдано приказание о прекращении всяких враждебных действий и о занятии деревень Кориндж и Цатер заставами в 15 человек при 2 офицерах каждая. Остальными частями отряда приказано сосредоточиться в Санаине. На какую линию отошли части армянских войск, пока неизвестно, но постараюсь выяснить, хотя бы путем личного свидания с Дро. Считаю своими долгом донести о лихости корнета нашей сотни Кордзая, а также об исполнении долга переда родиной всеми чинами бронированного поезда под командой Хухунашвили».

Этим боевые действия в пределах Борчалинскаго уезда в октябре 1918 года были ликвидированы.

В вышеприведенной телеграмме генерала Цулукидзе от 27 октября 1918 года есть упоминание о делегации, прибывшей в Санаин в 6 часов утра 27 октября. Это—делегация армянского национального совета в Грузии; она была командирована советом в Эривань для переговоров с тамошними политическими деятелями по поводу происшедшего конфликта. В состав ее входили гг. С. Арутюнян, А. Ерзикян, Л. Карабегов, А. Поповьян, С. Дандуров, С. Врацян и др. Роль ее в деле улажения конфликта не была велика, так как самый выезд ее на место столкновения и затем в Эривань последовал уже тогда, когда инцидент был совсем на исходе.

Уже тогда, когда военные события в Санаинском районе были завершены, к исполняющему обязанности Министра Иностранных Дел Н. В. Рамишвили поступило приводимое ниже письмо поверенного в делах Армении при нашем Правительстве Джамаляна от 30 октября 1918 года за № 1533 с изложением объяснений правительства Армении по поводу этих военных событий:

«Милостивый Государь, Ной Виссарионович. Письмом от 24 сего октября за № 339, полученным мною вчера, 30 сего же октября, Министр-Председатель и вр. исп.- об. Министра Иностранных Дел республики Армении поставили меня в известность о точке зрения правительства Армении по поводу ноты Грузинского Правительства от 19 октября. На основании этого письма имею честь довести до вашего сведения категорическое заявление правительства Армении, что оно не предпринимало никаких шагов могущих дать основание для предположения о каких либо агрессивных намерениях его по отношению к дружественной Грузии. Лорийский отряд армянских войск получили инструкции занять местности, эвакуированные турками, но не переходить за линию, занимавшуюся ранее Оттоманскими войсками. Причиной занятия небольшими разъездом Кобера послужило то обстоятельство, что на полустанке этом не было грузинских гарнизонов, и разъезду не было известно, по какую сторону демаркационной линии находится Кобер. Осведомившись из заявления германского офицера о том, что Кобер на грузинской стороне . разъезд отошел назад… В соответствии с преподанными мне тем же письмом инструкциями имею честь также заявить, что у моего Правительства нет намерения решать оружием вопросы разграничения. Точка зрения Правительства Армении такова, что не только эвакуированные турками местности, но и вообще весь населенный армянами район Борчалинскаго уезда должны принадлежать не Грузии, а Армении. Но права свои на указанный местности Правительство Армении намерено отстаивать не силою оружия, а путем дипломатических сношений и соглашения. С другой стороны, однако. Правительство Армении ни в каком случай не могло согласиться с требованием Грузинского Правительства освободить от армянских войск занимавшийся турками район и допустить занятие всего Борчалинского уезда грузинскими войсками предварительно до начатия мирных переговоров, какъ того требовало Грузинское Правительство. Правительство Армении считает, что не настаивая на немедленном!, очищении грузинскими войсками занятой последними армянской территории и соглашаясь сделать вопрос об этой территории предметом переговоров, оно тем самым дает лучшее доказательство своего миролюбия. Пользуясь случаем, прошу вас. господин Министр, принять уверения в совершенном уважении».


Представляется, однако, очевидным несоответствие вышеизложенных объяснений действительному положению вещей. Действия Правительства в течение описанного конфликта и принятая им позиция послужили предметом обсуждения на чрезвычайном заседании Парламента Грузин 26 октября 1918 года. Парламентом единогласно была принята следующая формула:

«Выслушав сообщение Правительства но поводу конфликта, возникшего между республиками Грузии и Армении парламент Грузии с удовлетворением констатирует, что меры принятые Правительством Грузии, совершенно ясно указывают на то, что Грузинское Правительство добросовестно желало и желаешь мирного завѳршения конфликта, и выражает полную надежду, что Правительство приметь все меры, чтобы предотвратить от народов Грузии и Армении страшную опасность кровопролития. Вместе с этим Парламент Грузии заявляет, что он согласен на мирное разрешение всякого спорного вопроса, но никому не позволить врываться в пределы республики с оружием и угрожая нашей свободе. Поэтому Парламент одобряет принятые Правительством меры и переходить к очередным делам».


1 ноября 1918 года председателем Парламента Грузии была получена следующая телеграмма от председателя хорурда Армении : «Совет Армении на заседании 29 октября с удовлетворением выслушал доклад Министра-Председателя о том, что конфликт, возникший между пограничными войсковыми частями республики, будет разрешен путем взаимного соглашения. Давший соответственные указания своему правительству, совет Армении постановил обратиться к Парламенту Грузии с выражением глубокой уверенности в том что никакие частные недоразумения не могут, поколебать вековые узы связывающие два братских народа. Совет верит, что и Парламент Грузии приметь все меры для мирного разрешения предстоящих переговоров. Председатель Совета Армении Саакян».

В тот, же день, 26 октября 1918 года, в заседании хорурда Армении обсуждалось сообщение главы Правительства Араратской Армении Качазнуни по вопросу об армяно-грузинских отношениях. Была заслушана последняя телеграмма, полученная военным министром Армении, а равно и доклад министра- председателя о Коберском инциденте . В результате прений по поводу означенного сообщения хорурдом была принята следующая резолюция:
«В видах разрешения армяно-грузинского вопроса мирным путем фракция Дашнакцутюн предлагает правительству войти в сношения с Грузинским Правительством об установлении границ между Грузиею и Арменией».

Непосредственно вслед за тем, в том же заседании хорурдом Армении было подвергнуто обсуждению последовавшее в связи с упомянутым инцидентом введение правительством военного управления в пограничных с Грузиею Караклисском и Дилижанском районах и объявление этих районов на военном положении.

Таковы обстоятельства первого пограничного конфликта между Грузинской и Армянской республиками. Происшедшие впоследствии факты показали, что конфликт этот не был случайным и что корни его были заложены глубже, чем это с первого взгляда могло казаться.» Конец цитат из книги.

Таким образом, попытавшись внезапно вооруженной силой захватить территории Борчалиского уезда и получив решительный отпор со стороны грузинских войск в конце октября 1918 г. армянские агрессоры как бы формально согласились на мирное урегулирование территориального вопроса. Однако на этом армяно-грузинский вооруженный конфликт не завершился.

Продолжение следует…

Прочитано : 2818


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента