АНАЛИТИКА

Армянская культурная клептомания и ее исторические причины - ВИДЕОФАКТЫ

23.01.16 18:43


Напомним что клептомания – это душевная болезнь, страсть к мелкому воровству. Больной клептоманией человек не может пройти мимо чужого, чтобы его не утащить. По-видимому этот диагноз можно поставит не только в страсти к воровству материальных вещей, но и нематериальных. Иначе, как клептоманией нельзя назвать болезненную страсть значительной части армянских так называемых «деятелей культуры» в присвоении чужого культурного наследия. В том числе и такого как песни и танцы.

Недавно разразившийся очередной скандал, когда армяне не только выдали за «свою» сочиненную грузинскими композиторами Георгием Васадзе и Михаилом Чиринашвили мелодию к песне «Квавилебис Квекана» но и выдвинули ее на конкурс «Евровидение» от Армении к армянской песне «Хайастан». До этого армянские «охотники за чужим» пытались присвоить и даже зарегистрировать в ЮНЕСКО как «армянское нематериальное наследие» азербайджанский народный танец «кочари». Стремятся присвоить армяне и другие азербайджанские так и грузинские танцы, такие как «шалахо». В последнее время армяне начали выдавать за «армянский» танец даже лезгинку.

Армянская культурная клептомания вообще то уникальное в мировой практике культурных заимствований явление. Ведь обычно у всех других народов заимствованные песни и танцы, полюбившиеся людям, за «свои» не выдаются.

Для того чтобы понять принципиальное отличие культурного наследия армян от культурного наследия других народов, нужно учесть, что армяне как нация не только уже более тысячи лет не имеют своей государственности, но также практически негде не составляли до недавнего времени (еще каких то 150 лет назад) сплошного этнического массива, живя рассеяно среди других народов.

Лишь поселившись с помощью российской империи на территории азербайджанских ханств, а затем создав здесь свою государственность, армяне провели этнические чистки против коренного населения и в итоге сегодня соствляют свыше 99% в Республике Армении. Но построив свое моноэтничское государство армяне, которые веками «культурно паразитировали» на других народах, среди которых жили, оказались в новом для себя положении. Источников культурных заимствований рядом не оказалось и развитие армянской культуры просто остановилось.

Ничего в этом странного нет. Это известно из ботаники: растения паразиты не могут существовать без «растения-хозяина» на котором паразитируют. В частности паразитическое растение омела нельзя срезать с ветки дерева, на котором оно паразитирует, и попробовать выращивать отдельно – оно погибнет, какие бы условия для него не создавали.

Нужно учесть, что народная культура имеет обычно несколько «пластов». Одни из них – тесно связанный с народным бытом, семейной жизнью, личными отношениями людей. Другой – это религиозные произведения, песни, сказания или околорелигиозные сюжеты. Третий – это воинские песни и воинские, героические сюжеты, часто переплетенные с героическим эпосом. Четвертый – это «высокая» культура верхушки общества, элиты, она как правило много заимствует чужого – но имеет и свою уникальную для каждого государствоообразующего народа основу.

Естественно всех этих тесно переплетенных между собой «пластов» культуры не может по определению иметь народ, давно утративший свою государственность и живущий среди других народов в строго отведенных для него хозяйственных и социальных нишах. Для армян это чаще всего была торговая ниша. А о чем может петь торговец? Об удачной сделке?. О прибыли? Или потерянных деньгах? Это сюжеты настолько мелкие и пошлые, что вряд ли будут трогать человеческую душу. Да и религиозное творчество у армян по всем признакам полностью деградировало после того, как армянская церковь перестала заниматься вопросами вероучения и спасения души, а стала по сути националистской политической организацией.

Поэтому армяне всегда заимствовали и песни и танцы у других, более развитых, самодостаточных, государствоообразующих народов, которые армянам давали приют на своих землях.

За века паразитирования за счет других народов у армян атрофировались возможности «самовоспроизводства» культурных ценностей. Армянам нужно находиться среди более культурно развитого народа, который является хозяином на собственной земле и имеет традиции государственности и высокой культуры.

Тогда они могут время от времени заимствовать у него музыку, поэзию, песни, танцы, сюжеты литературных произведений – и таким образом украшать свой быт и культурную жизнь. Вот им только совсем не нужно выдавать то, чем согласились поделиться другие народы, за «свое», армянское.

Но по другому, похоже, армяне не могут. Сегодня же в Республике Армения наблюдается парадокс: армяне вроде имеют 100% этнически армянское государство, которое в культурном отношении практически полностью бесплодно. Во всяком случае, за годы независимости Республики Армения не создано ни одной песни, не снято ни одного фильма, не поставлено ни одного спектакля, которые бы получили хоть какую-то известность за пределами собственно армянского культурного ареала.

Виноваты во многом в этом сами армяне, которые буквально зациклились на нескольких темах, которые как заезженная пластинка начинают даже раздражать многих мыслящих представителей армянского народа: «геноцид»-«арцах», «арцах»- «геноцид» и еще раз «геноцид». Время от времени – сюда примешивается тема «великой, древней и культурной Армении»! Но других тем просто нет! Нет даже близко легкой самоиронии – так характерной для грузинских произведений. Как в таком «тематическом гетто» зацикленном на «геноциде» вообще может развиваться культура!?.

Многих, кто возмущается культурным воровством со стороны армян, поражает не столько факт заимствования, а сама наглость, с которой чужое выдается за «армянское». Нужно напомнить, что человечеству вообще свойственно снисхождение к инвалидам и больным. Если народ болен «культурной клептоманией» по причине того, что не может сам создать ни одного более-менее стоящего произведения – к этому можно было бы отнестись снисходительно.

Однако в случае с армянскими «деятелями культуры» речь, увы, идет не о мелком и незаметном присвоении чужого. Нет, присвоив чужое армянские «искусствоведы» и «деятели культуры» начинают на весь мир заявлять, что это «исконно армянское».

При этом даже украденные армянами у соседей танцы иногда вызывают смех у тех, кто знает историю армянского народа. В частности армяне выдают за свои многие грузинские и азербайджанские танцы. Но при этом они крадут не только мелодию и хореографию, но и костюмы. А это вообще выглядит просто смешно. Особенно черкеска с газырями и с кинжалом на армянине.

Как известно армяне как народ не имели своего государства и не несущие воинской службы вообще оружие не носили. Более того в Османской империи оружие армянам носить долгое время запрещали как абсолютно излишнее для народа, освобожденного от воинской повинности. И тут такие «воинственные» наряды на армянских танцорах. Выглядит это даже в танце неестественно, «как на корове седло».

Воруя чужое армянские «деятели культуры» скорее всего не до конца понимают, что тем самым они только унижают свой народ, показывая его культурное бесплодие, неспособность к самостоятельному творчеству. Но даже если получится что-то заимствовать у других народов – следует просто скромно признать, что это да, действительно, чужое, но оно нравится армянам.

Но этого как раз армяне, пораженные «манией национального величия» допустить не могут. Как это так, чтобы у других народов музыка, песни и танцы были лучше, чем у «великих армян»! И начинают опять доказывать, что украденное ими является исконно армянским, чем выставляют свой народ еще больше в смешном и жалком свете.







KavkazPlus

Прочитано : 5761


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента