АНАЛИТИКА

Стой, Ереван! Журнал «Норашен» против Грузинской Патриархии - Часть 2

18.01.16 21:05


Армянская епархия для достижения своей цели также эффективно использует дипломатические пути. Так например, 3 марта 2006 года епископ Вазген Мирзахарян официальным визитом посетил только назначенного посла Армении в Грузии Грача Силваняна. Беседа коснулась вопроса юридического статуса епархии и вопроса возвращения армянских церквей, на что посол выразил желание сотрудничества. Посол также встретился с лидером Аджарской армянской епархии Отцом Кирако. 10 мая для выяснения вопросов делимитации грузино-армянской границы приехал заместитель министра иностранных дел Армении Гега Гарибджанян, который выразил епископу Вазгену сотрудничество, что принесло бы положительные результаты для армян, проживающих в Армении и в Грузии. Имеется ввиду и то, что премьер-министр Армении Андраник Маргарян посетивший в Батуми переговоры с правительством Грузии касающиеся экономических вопросов, нашёл также время и для встречи с лидером Аджарской армянской церкви и как церкви, так и местным армянам пообещал поддержку.

16 ноября 2006 года г. Батуми посетила делегация Ванадзори под руководительством мера города Самвела Дарбиняна. На встречи с руководителем Автономной Аджарской Республики Леваном Варшаломидзе и мерам города Батуми Иракли Таварткиладзе был поставлен вопрос об открытии в Батуми консульства Армении, у которой должно было быть самый высокий статус. Чтобы между двумя городами был подписан договор братства и сотрудничества в сфере экономики, культуры, образования и спорта. Интересным является то, что ни одна из сторон не являлась уполномоченным, чтобы вести переговоры о дипломатических вопросах, что является прерогативой Министерства Иностранных Дел и возникает вопрос, о каком «высоком уровне» консульства может идти разговор?

Читатель, наверно, догадается о значении этих дипломатических встреч, для которых правительство Армении не жалеет ни времени, и ни энергии для поддержки церкви и населения, что интересы Грузии точно не учитывает. (Наоборот, оскорбляет).

Армянская епархия активно участвует в создании антигрузинского настроения в армянском населении Джавахети. 28 мая 2006 года был проведёно торжество в связи с юбилеем 88-тилетия со дня объявления Армении первой республикой. В этот день 20 молодых были окрещены, которые торжественно поклялись, что будут достойными детьми своей нации и будут верны священной церкви. К сожаленью, не было произношено, что они, в первую очередь, являются гражданинами Грузии и должны быть достойными детьми этой страны!

Также в прошлом году по инициативе епархии и финансовой поддержкой гамгеобы армянской церкви в Америке (Филадельфия), в Ахалкалаки открылся летний лагерь, в котором участвовали 200 учеников из Джавахети, США и Франции. Они посещали повседневные молитвы, читали им курсы истории армянского народа и религии. Они осмотрели местные достопримечательности. Главным являлось то, что так называемые лектора, коренную грузинскую землю участникам лагеря представили, наверно, как исторически армянскую землю и архитектурные земли тоже окрестили бы армянскими.

27 сентября 2006 года же по инициативе Фонда «Джавахети» в Ахалцихе был открыт молодёжный центр, целью которого являлось укрепить армянский дух в Джавахетской молодёжи (профинансировало западно-американское отделение организации «Объединение армянской помощи»). В этой постыдной, антигрузинской и шовинистической акции, к несчастью, участвовал мер Ахалцихе Тамаз Петриашвили.

Армянская церковь активно открывает в Джавахети церкви и молельные дома, чтобы «доказать» армянское происхождение этого коренного края, в чём, к несчастью, участвует и правительство Грузии тоже. В 2006 году один за другим по порядку открылись: 9 мая в Ахалцихе в районе Марта открылся молельный дом СРБОЦ ЗОРАВАРАЦ, 29 июля в селе Покр-Самсар (Маленький Самсар) Ахалкалакского района - церковь СУРБ-АРУТЮН, 9 сентября в селе Бежан, Ахалкалакского района (в «Норашен»е почему то пишется в Табацкурском районе) - Молельный дом СУРБ-АСТВАЦАЦИН (в церемонии открытия участвовали представители гамгеобы Боржомского района). 27-28 октября в селе Аракова Ахалкалакского района открылась церковь СУРБ-ГЕВОРГА, на презентации которой участвовали: губернатор Гога Хачидзе, армянские депутаты Парламента Грузии, посол Армении в Грузии, представители армянского правительства и гости приглашённые из России. 22 ноября в селе Хандо Ахалкалакского района был открыт мраморный молельный дом СУРБ-ХАЧ, на крещении которого присутствовал председатель сакребуло Ахалкалаки Хачатур Айвазян, гамгебели района Артур Еремян и местное население.

Читатель заметит, что эти акции религиозного характера принимает более политическое значение и поэтому на них присутствуют армянские и грузинские представители, что в один прекрасный день обернётся против интересов Грузии.

На сегодняшний день в Джавахети действует 24 армянских церквей и молельных домов. В 2001 году по приказу Всея армянского католикоса Гарегина Второго, создался Епископальство, которое действует в радиусе 5000 кв. километров и состоит из 7 округов и 140 населённых пунктов. Удивление вызывает позиция грузинского правительства, который не стало против этой антигрузинского события и присудила армянской церкви полную свободу. После и не задержала – за короткий срок появился для армян положительные и значительные круги. В 2001-2005 годах восстановилось и построилось 8 церквей и молельных домов: в селе Кизилкилиса Цалкского района – церковь СУРБ-АСТВАЦАЦИН и в селе Кушчи – церковь СУРБ-ГЕВОРГ, такого же названия в селе Хачгиуге, в селе Аракова Ахалкалакского района – молельный дом СРБОЦ-КУСАНАЦ и церковь СУРБ-МЕЦН НЕРСЕС, в селе Балхо – церковь СУРБ-АРУТЮН, в селе Самсар – церковь СУРБ-АСТВАЦАЦИН, а в селе Баралети Ахалкалакского района - идентичного названия церковь.

Кроме строительства церквей, армянская епархия заботиться также и об идеологическом воспитании округа, чтобы церковь стала для них не только духовной, но национальной чёткостью.
Спонсорством епископа Месропа Ашчиняна в селе Фока Ниноцминдского района, был установлен спутниковая антенна, по которой населению можно было поймать первый канал армянского телевидения.

По инициативе епископа, периодически состоят походы верующих «по историческим и священным местам» Джавахети, о котором был создан документальный фильм, а в июле 2005 года было проведено собрание «Армения моя Родина», на которой присутствовала делегация Армении по руководительством заместителя министра культуры Лилит Асатриян. Ничего уже не говорим о материальных или благотворительных акциях медицинской помощи армянских епархий США и Канады. Кроме этого, канадский кино-режиссёр армянского происхождения Карине Торосян сняла документальный фильм, «Камни – прикосновением руки времени», о проблемах Джавахети, который показали на кинофестивалях Еревана и Канады.

Епархия армянской церкви по мировому масштабу ведёт серьёзную работу для утверждения того, что будто Джавахети является коренной армянской землёй. То же мнение читаем и в журнале «Норашен» (2006, № 6), будто бы в Джавахети армянские церкви действовали с ХV века, но со второй половины XVIII века из-за выселения армян и массового заключения, большинство армянских церквей опустошились и только в 1830 году она вновь окрестилась и начала действовать, как армянская церковь.

Это является ещё одной попыткой БЕСТЫЖЕЙ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ, так как в Самцхе-Джавахети жили грузины, а армяне переселились туда попозже, в 1829 году после Андриапольского перемирия и поэтому тут не могли быть армянские церкви.

В этом регионе до сих пор сохранились грузинские церкви-монастыри, царские резиденции, крепости и не существует хотя бы один памятник доказывающий армянскую культуру. По историческим источникам известно, что в ХV веке Джавахети присоединилась к княжеству Самцхе-Саатабаго, где проживало около 100 000 грузинских православных христиан.

Правда, что беженцы армянского населения в разных периодах истории Грузии стихийно поселялись тут, в основном поселялись в Квемо Картли и в Шида Картли, царь Эрекле Второй поселил их в Кахети тоже, но в Джавахети армяне небыли поселены. Доказательством этому служит исторический источник «Большой дневник Вилайета Гюрджюстана», по которому, к 1595 году в Джавахети не проживал ни один армян.

Массовое переселение армян в Джавахети началось в 1828-29 годах, а первая церковь датируется средними годами XIX века, о котором отмечено также в редакционном письме «Норашен». Зато ни в одном в историческом письме не отмечено название и дата постройки армянской церкви доказательством того, что в Джавахети армянские церкви существовали с XV века, чем редакция продолжает постыдную традицию армянских лжеучёных.

Редакция «Норашена» ещё дальше идёт, где нагло объявлено: «Почти что во всех населённых пунктах и на территории Джавахети остались памятники армянской католической, грузинской, греческой и русской православной церкви». Почти что уже устаревшие армянские церкви датируются V-VII веками, у которого нет никакой связи с исторической действительностью. В Джавахети только образцы старой грузинской архитектуры и церкви вышеперечисленных наций исторически никогда не существовали.

Настолько журнал «Норашен» содействует сознательной фальсификации истории, всеми аморальными способами пытается пропагандировать армянскую шовинистическую идеологию и создаёт ложную историю армянизация Джавахети, что настраивает антигрузински армянскую церковь и народ, результатом этого была студенческая акция, которая защищала интересы армянского населения проживающего в Джавахети. Акция была проведена перед посольством Грузии в Ереване 14 апреля 2005 году. А на плакатах было написано «Обвиняем грузинский нацизм», «В Грузии осуществляется политика ассимиляции армян», что представляло собой очередную провокацию армянских шовинистов.

Попытки фальсификации исторических памятников продолжаются

Невозможно не покритиковать статью «Армянские лапидарные надписи в Грузии» (2006, №3) некой Гаянэ Овсепян, где автор нагло напоминает читателю, что армянская письменность маштоц была создана для того, чтобы в летописи было доказано история армян от великих предков до сегодняшнего дня. Поэтому автор «национальную память» побуждает за счёт храма Ананур.

Гаянэ Овсепян плохо разбирается также в географии Грузии, так как она убедительно отмечает – Ананур часто называют вратами, которая ведёт нас от Грузии в Россию. Академик Фармен Закарая же пишет, что Ананур защищала главную магистраль соединяющую Грузию с Северным Кавказом. Г. Овсепян не знает, с Грузией исторически граничили северно-кавказские общины. Армянская госпожа, наверно, видела карту Советского периода, на которой с Грузией непосредственно граничила Россия. Поэтому автор врёт, так как Ананур вратами соединяющую с Россией никто так не называет и не называл.

Главным является то, что Г. Овсепян слово в слово повторяет версию армянского лжеисторика П. Мурадяна, который долгое время обвинён грузинскими историками. Автор грузинский архитектурный памятник средних веков вспоминает с той привлекательностью, что в его постройке участвовали армяне.

Г. Овсепян ознакомляет нас - на восточном фасаде Ананур армянскими буквами выскоблена дата постройки церкви 1137 – 1688 года. Трудно представить, чтобы постройка была на начальной стадии на протяжении пяти веков. По исторической действительности же, академик Вахтанг Беридзе пишет: «Надпись, выполненная буквами из письменности мхедрули рядом с южным входом, повествует нам, что храм построен в 1689 году. По приказу «Везиря сына эриставов» Бардзими. Руководителем, «Саркар»-ом, постройки оказался Кайхосро Багсарашвили...» Известный армянолог, профессор Бондо Арвеладзе в труде «Армянские» или грузинские церкви в Грузии?!» объясняет : «Только из-за того, что имя Григория выскоблены на стене церкви, даже если большими буквами, не даёт повода для того, чтобы мы сомневались в грузинской архитектурности этой церкви. Перед Григорием нет и не было надписей. Выходит это случайное дополнение армянского мастера. Поэтому Мурадян не представил достоверных фактов. Кроме имени, армянский архитектор также припоминал и свой вклад». Зато, Г. Овсепян упрямо повторяет без основанное мнение труда П. Мурадяна («Армянская апиграфика Грузии», 1985) и сознательно врёт читателю.

В разных номерах журнала опубликованы истории армянских церквей находящихся в Тбилиси. Их авторы «утверждают» очень старое происхождение армянских церквей, что не сходится исторической действительности:

Датой постройки кафедральной церкви армянской епархии Сурб-Геворга упоминается 631 год. Это является мнение С. Авчиани, с которым не соглашается П. Мурадян, так как документ или исторический источник подтверждающий это не существует. Поэтому приведена версия, что будто бы церковь в последующих веках разрушилась и в 1251 году армянский торговец своими средствами его восстановил. Это правда, по мнению многих армянских учёных (Ал. Ерицяна, Г. Агаяна), Сурб-Геворг построен поверх старой церкви, но его грузинское происхождение сознательно прятают.

О церкви Сурб-Геворг Вахушти нас осведомляет («Житье Картли», 1973 т. 4, стр: 336), что семь тбилисских грузинских церквей в XVIII веке попало в руки армянам. Это уточняет Платон Иоселиани («Описания древностей города Тифлиса», 1866, стр: 258): «Армяне присвоили семь грузинских церквей. Один из них Сурб-Ншан, который в руках православных носил имя Святого Николоза». По-мнению профессора Б. Арвеладзе, эта церковь в 1703-м году не построена, а старую грузинскую церковь переделали армянской, хотя, его центральный алтарь до сегодняшнего дня носит ися Св. Николоза.

Это мнение также подтверждает документ существующий в Фонде З. Джиджинадзе в Институте рукописей имени академика Корнели Кекелидзе: «Армяне обманом и соблазном приобрели у грузин даже их церкви. Так выкупили армяне на улице Окромджедли грузинскую церковь Святого Николоза, которую сегодня армяне называют Сурб-Ншан. Так выкупили армяне церковь Святого Георгия именованную Тифлисской. Кроме этого, над Майданом сегодняшнее церковь Сурб-Геворгка было грузинской, её также присвоили армяне».

Журнал «Норашен» на карте-справочнике «Армянские церкви в Грузии» С. Карапетяна повторяет дату постройки церкви Св. Богоматери Норашен - 1467 год. О тенденции автора указывает и то, что до 650-ти грузинских церквей представлены армянскими без всяких обоснований. Поэтому профессор Б. Арвеладзе не установил, на какой исторический источник опирается автор.
Церкви «Крестового отца» и «Норашен» расположены рядом, в десяти метрах друг от друга.

Профессор Бондо Арвеладзе исследовал документ 1723 года Назарала хана (Эрекле Первого).

По мнению исследователя, здесь есть корректурные ошибки. В действительности документ составлен в 1692-м году. По этому приказу, царь изгнал всех армян, которые без разрешения были поселены вокруг грузинской церкви «Крестового отца». Интересно и то, что в этом приказе «Норашен» даже не упомянут. Считаем, что это не случайность. Кроме этого, Норашен не является армянским словом, на древнегрузинском оно означает «Ахал нашенс», то есть «новопостроенный». То есть это означает, что у нас есть основание думать, что «Норашен» эта церковь построенная на месте какой-то грузинской церкви. Грузинское происхождение этой церкви подтверждает также и Т. Квирквелиа в книге «Старотбилисский посёлок» (1985, стр. 93).

Несмотря на это, армянская сторона упорно требует рассмотрение этого вопроса. Согласно моей информации, 29 июня из Эчмидзини вновь приезжает комиссия по поводу передачи церкви. Нужно учесть и то, на сколько большое общественное возмущение вызвало факт насильного взломливание его дверей.

Оригинал армянской надписи «Норашен» несуществует. Зато, сохранено четыре вида армянской надписи, которые сделаны по заданию армянского католика Нерсе Аштаракеца (1770-1858). П. Мурадян четвёртую историческую надпись почему то считает оригиналом, хотя, в его же тексте, переведённым им самим на русский, Норашен не упомянут и его легко можно выдать за надписи других церквей.

Интересно также и то мнение Б. Арвеладзе, что в исторических источниках нет приказа грузинского царя или католика о постройке армянских церквей, из-за чего все армянские церкви, существовавшие до 1801 года незаконные. В тоже время невозможно, чтобы вокруг грузинских церквей было построено армянская церковь, так как после раскола грузино-армянских церквей, армяне считались еретиками. Поэтому они обращались к коварным, вероломным способам и в результате нападений врагов разрушенных или брошенные церкви после пристройки-постройки выдавали за армянские.

Наверно поэтому, армяне при первой же возможности боролись с грузинской государственностью. Для примера можем назвать вторжение 1795 года Ага-Махмуд хана, которое Эрекле Второй победил, но армяне Мелик Меджнун, Артём Арарат и Або предали царя и врага ввели в Тбилиси. Отрицательную роль армяне сыграли также в деле потери государственности Грузии и присоединения её к России.

Источник: Газета «Резонанси», 04.06.2009г.

(Продолжение следует)

Прочитано : 2449


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента