АНАЛИТИКА

Армении не удалось создать «авиаприкрытие ОДКБ» для агрессии

25.12.15 16:35


Последние события в мире показали, какое огромное значение в региональных конфликтах имеет авиация. При этом есть еще одно своеобразное «преимущество» авиации пред другими родами войск: если сухопутные воска не могут «случайно» переходить определенные рубежи и кордоны чтобы не спровоцировать скандалов, в том числе и международных и ограничены в географии действий – то авиации это, как правило, не касается.

Ситуация в Сирии преимущества использования авиаподдержки «нарушая линии разделения» воочию показала. Тот же инцидент с российским бомбардировщиком СУ-24 возник не случайно. Во-первых, он залетел на турецкую территорию, а во-вторых, российская авиация, формально бомбя ИГИЛ, наносила удары по позициям сирийских туркмен, которые к ИГИЛ не имели ну никакого отношения.

Точно также и США, борясь с тем же ИГИЛ недавно тоже «случайно» нанесли удары по позициям правительственных сирийских войск в Дамаске. Вообще если послушать как российские, так и западные СМИ – то бомбят только и исключительно ИГИЛ. Но бомбы реально падают на все стороны сирийского конфликта.

Отсюда вывод: та сторона конфликта, которая имеет авиационное прикрытие, по сути, может творить самый настоящий «военный беспредел». Отследить куда и как наносят удары боевые самолеты трудно, как и «перехватить» их стороне, не имеющей мощной ПВО.

Но даже если зафиксировать акт авиа удара и предъявить претензии, то нападающая сторона может сослаться, что удар был нанесен «случайно» и планировался совсем по другим целям. В отличие от танков и артиллерии для авиации разница в 200-300 километров между целями большой не считается, поскольку боевой самолет преодолевает это расстояние за очень кроткое время.

В связи с этим становится понятным, почему на саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) который проходил в Душанбе 14-15 сентября 2015 г. (и фактически являлся подготовительным к саммиту прошедшему в Москве 21 декабря 2015 г.) президент Армении Серж Саргсян особо настаивал на создании совместных авиационных сил ОДКБ.

Тогда Серж Саргсян официально представлял свое видение дальнейшего развития ОДКБ в связи с переходом председательства к Армении. Создание совместных авиационных сил ОДКБ представлялось ему ключевым пунктом в развитии альянса.

Реализация этих планов представлялась не столь уж неосуществимой. Особенно в свете того что на саммите ОДКБ в Москве запланированному тогда на декабрь 2015 г., предстояло решить вопрос о том, кто будет новым генеральным секретарем ОДКБ. Помощник президента РФ заранее высказал предположение, что этот пост по итогам московского саммита ОДКБ 21 декабря 2015 г. займет представитель Армении, поскольку должность стала ротационной.

В таком случае шансы на созидание совместных авиационных сил ОДКБ резко повышались.

Зачем Армении нужны были совместные авиационные силы ОДКБ – тоже понятно. Дело в том, что армянские оккупационные войска в Карабахе сегодня серьезно уступают азербайджанкой армии, как по боевому оснащению, так и по возможностям ВВС. Без «авиационной поддержки» агрессия армянской армии будет очень быстро отбита и в ходе азербайджанского контрнаступления армянская армия без мощного «авиационного зонтика» может быть разгромлена буквально за считанные часы.

Но если у армянской армии будет «прикрытие» в виде так чаемых Ереваном совместных авиационных сил ОДКБ (понятно, что их основой будут российские ВВС) – то положение на карабахском фронте резко меняется. В таком случае де-факто Армения сможет почти «на законном основании» и использовать российскую авиацию (как авиа силы ОДКБ) для прикрытия своей агрессии против Азербайджана.

Также следует, обратит внимание на время предложения Сержа Саргсяна относительно создания совместных авиационных сил ОДКБ. Середина сентября 2015 г. – это две недели до начала российских операций в Сирии. При этом армянские провокаторы уже тогда наверняка «просчитывали» вариант конфликта межу Россией и Турцией, имеющей в регионе тоже свои интересы.

Поэтому Саргсян, несомненно, посвященный в некоторые российские планы относительно будущих операций в Сирии, надеялся получить поддержку российских ВВС в рамках «совместных авиационных сил ОДКБ» не только против Азербайджана, но и как инструмент фактической агрессии против Турции, которую армяне давно планируют спровоцировать.

Инцидент со сбитым Российским бомбардировщиком СУ-24 вообще армянами был воспринят с нескрываемой радостью (интересное поведение «союзников» – чем больше урон наносят Россия, тем для них лучше). Армянские планы создания совместных авиационных сил ОДКБ казались, как никогда близки к реализации. В итоге закулисные усилия армянского лобби в этом направлении резко активизировались.

Но для создания совместных авиационных сил ОДКБ мало только согласия на то России. Нужно согласие всех стран-членов ОДКБ. А с этим начались сложности, несмотря на все усилия армянского лобби.

Дело в том, что Турция член – НАТО. И НАТО однозначно осудило нарушение Россией турецкого воздушного пространства – т.е. планы армян на то, что так ненавидимая ими Турция останется «один на один с Россией» начали терпеть фиаско с самого начала.

Между тем другие страны члены ОДКБ стали понимать, что «авиационный конфликт» с Турцией автоматчики означает конфликт со всем блоком НАТО. И если их самолеты будут в составе совместных авиационных сил ОДКБ – то шанс при обострении конфликта «получить ответку» будет очень высок. Тем более если учесть, что в последние годы США и НАТО «сперва бомбят, а потом разбираются».

Что такое авиа удары НАТО все прекрасно себе представляют. Поэтому желание Армении, фактически спровоцировав создание совместных авиационных сил ОДКБ, втянуть союзников в конфликт с НАТО многие восприняли как опасную авантюру, особенно в свете сегодняшнего роста международной напряженности.

Наверняка среди части лидеров стран ОДКБ появились мнения, что в нынешней ситуацию лучше «увести обезьяну подальше от гранаты», то есть не идти на то, чтобы назначать представителя Армении как страны председательствующей в ОДКБ на пост генерального секретаря организации. Тем более учитывая агрессивно антитурецкий настрой армянских военных.

Дальнейшие события только подтвердили такое предположение.

Так по итогам совещания военных представителей стран-членов ОДКБ начальник Генштаба Армении Юрий Хачатуров заявил, что все участники встречи поддержали российскую военную кампанию в Сирии и назвали действия Турции, сбившей российский бомбардировщик СУ-24, «актом агрессии и ударом в спину». Эти слова были тут же опровергнуты военными ведомствами других стран ОДКБ, в частности, Киргизии и Белоруссии. Обе страны заявили, что не уполномочивали представителя Армении делать подобные заявления и по-прежнему считают Турцию своим стратегическим партнером.

Для того чтобы избежать публичного скандала глава РФ Владимир Путин решил не делать эту неприятную для Кремля дискуссию (а конфликт с Турцией из всех членов ОДКБ, по понятным причинам, на руку только Армении) достоянием широкой общественности. Вопреки обыкновению, заседание лидеров ОДКБ, прошло в закрытом для прессы режиме. По его итогам участники саммита отказались от намерений сделать новым генеральным секретарем ОДКБ представителя Армении, решив, что в нынешних обстоятельствах такое назначение может быть истолковано, как желание альянса пойти на обострение отношений с Турцией, чего подавляющее большинство, естественно, не хочет. В результате генсеком еще на год остался представитель России Николай Бордюжа.

Сказать, что Серж Саргсян был итогами саммита ОДКБ недоволен – это нечего не сказать. Он был явно раздражен. Это явно следует из его выступления.

При этом если Сарсян в своем выступлении продемонстрировал понимание нежелания стран членов ОДКБ ссориться с таким могущественным военным альянсом как НАТО, то на сотрудничество «союзников» по ОДКБ с Азербайджаном он обрушился с почти истеричными обвинениями, не стесняясь в вырожениях. Вот речь Сержа Саргсяна:

«Уважаемые коллеги,

Уничтожение турецкими вооружёнными силами российского СУ-24 стало серьёзным вызовом, брошенным усилиям, направленным на противодействие терроризму, урегулирование ситуации в Сирии и восстановление мира в регионе. Любое пособничество терроризму подлежит самому строгому осуждению.

В развитии ситуации со сбитым российским самолетом мы все стали свидетелями того, как происходит становление и укрепления действенных военно-политических блоков. Безоговорочная поддержка Турции, странами НАТО, включая, например, Грецию, наглядно продемонстрировала, что принцип «один за всех и все за одного» является обязательным условием эффективности подобных структур. Даже в том случае, когда действия Турции пошли вразрез со всеми нормами и принципами добрососедства, даже при том, что она сбила самолет, выполняющий важнейшее для всего мирового сообщества боевое задание по борьбе с терроризмом, а это означает, что враждебное действие совершено не только в отношении России, никто из стран НАТО не поставил под сомнение действия турецкой стороны. Нам надо этому учиться.

Конечно, у каждой страны свои интересы, свои приоритеты, но это не должно противопоставляться нашим общим интересам и взаимным обязательствам.
Каждый раз, когда Вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом еще и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, ее престиж, ее значимость.

Политика Азербайджана нацелена на эскалацию конфликта. К сожалению, после Душанбинской сессии ситуация не только не стабилизировалась, но и приобрела более напряженной характер. Азербайджанская сторона, не ограничивается использованием тяжёлой артиллерии, в том числе турецкого производства. 8 декабря вооружённые силы Азербайджана впервые с установления режима прекращения огня в 1994 году перешли к танковому и гаубичному обстрелу, что поднимает напряженность на новый и очень опасный уровень.

Учитывая складывающуюся в последнее время напряжённую атмосферу в регионе, не следует исключать вероятность того, что на этот шаг Азербайджан пошёл с подсказки и при поддержке извне».

Таким образом, получается, что Серж Сарсян прямо заставляет союзников по ОДКБ поддерживать агрессию Армении против Азербайджана, и даже «интересоваться» этапами этой агрессии. Однако главы стран ОДКБ дали понять, что они вообще то, устали от невменяемого поведения Армении на международной арене и «подписываться» за ее авантюры не собираются. То, что представитель Армении не был назначен Генсеков ОДКБ – самое красноречивое тому подтверждение.

Вопрос о создании совместных авиационных сил ОДКБ на Саммите в Москве даже не поднимался. Это лишнее доказательство того, что авантюрные предложения Армении ее союзники по ОДКБ отвергают с ходу.

KavkazPlus

Прочитано : 1279


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента