Афганские беженцы - пушечное мясо для КСИР и нового «миацума «арцаха»?

14.09.23 9:45


Армянские националисты не скрывают своей надежды на то, что в новой «большой войне» на Южном Кавказе (на которую их реваншисты стремятся разжечь) на их стороне будет воевать Иран в лице Корпуса стражей исламской революции (КСИР). С помощью КСИР они надеются на реванш и отвоевание «арцаха».

Но у тегеранского режима, даже если он решится на вооруженную агрессию с целью помощи «новому миацуму», могут возникнут проблемы с мотивацией своих военных, значительную часть которых составляют этнические азербайджанцы, просто не желающие воевать с братьями.

Поэтому у КСИР сейчас стоит задача вербовать свои подразделения, предназначенные для помощи армянам в их «миацуме» людей максимально далеких от Азербайджана. И похоже такой «человеческий ресурс» у них есть – афганские беженцы.

Буквально в последние месяцы иранские власти неожиданно «подобрели» к находящимся в стране афганским беженцам. Вплоть до того, что в августе 2023 г. во время визита в Кабул делегации депутатов Исламского меджлиса Ирана и Минздрава Ирана заместитель руководителя министерства внутренних дел правительства афганских талибов Нур-Джалал Джалали поблагодарил Иран за прием афганских беженцев. Также на этой встрече он заявил, что Иран никогда не использовал афганских иммигрантов в качестве рычага политического давления против Афганистана. Но вот относительно других стран, находящихся у них афганцев власти Ирана, уже использовали. В частности, в Сирии в составе КСИР есть подразделения из числа афганцев.

Между тем, еще недавно международные организации отмечали дискриминационное отношение к афганским беженцам в Иране, а также произвол иранской пограничной охраны, полиции, местных властей. Были большое количество случаев, когда при нелегальных попытках пересечения границы иранские пограничники избивали и убивали беженцев.

Иранские власти также еще недавно, размещая афганских беженцев в переполненных лагерях возле восточной границы, стремились не допускать их переселения на север и запад страны, ограничивая местонахождение беженцев восточными пограничными провинциями и разрешая свободно посещать разве что святыни шиитов в городах Мешхед и Гум. Но в последнее время все ограничения были сняты и количество афганских беженцев заметно увеличилось даже в тех провинциях, где им раньше было запрещено находиться, к примеру, в Иранском Азербайджане, Курдистане и Гиляне.

Точное число афганских беженцев в Иране с трудом поддается учету. По данным Международной организации по миграции (IOM) только после восстановления власти талибов в Афганистане в период с 2021 по 2022 год 3,6 млн. афганских граждан мигрировали в другие страны, в том 70% из них (2,48 млн.) иммигрировали в Иран. Однако учитывая то, что в Афганистане и до этого было нестабильно и поток афганских беженцев в Иран не прекращался с момента советского вторжения в эту страну в 1979 г.

Всего в Иране по различным оценкам находится от 4 до 5 млн. афганских беженцев. Незначительная часть из них «натурализовалась», получила иранское гражданство и интегрировалась в иранское общество. Но значительная часть афганцев в Иране по-прежнему живут в лагерях беженцев или находится на полулегальном и нелегальном положении.

По мнению аналитиков, учитывая то, что в Иране вот уже более двух десятилетий наблюдается падение рождаемости, приведшее к демографическому кризису, именно беженцы из Афганистана, где пока сохраняются традиции многодетности в семьях, становятся своеобразными «демографическими донорами» Ирана. Суммарный коэффициент рождаемости в Иране еще в 2000 г. упал ниже 2,1 – уровня необходимого для простого замещения поколений, а в Тегеране и в таких провинциях как Гилян и Мазандаран он на сегодняшний день вообще обвалился до 1,1 – ниже, чем в большинстве европейских стран.

Учтивая то, что среди переселяющихся в Иран афганцев как правило, преобладают люди с невысоким уровнем образования и не имеющие особых профессиональных навыков, то афганские беженцы становятся дешевой рабочей силой. А учитывая к тому же крайнюю милитаризированность тегеранского режима – также дешевым «пушечным мясом», в том числе и для такой структуры как КСИР.

Среди афганских беженцев в Иране значительный процент составляют хазарейцы – народ тюрко-монгольского происхождения, перешедший на иранский язык и придерживающийся шиитского вероисповедания. Как правило хазарейцы гораздо более искренние и убежденные шииты, чем значительная часть персов, чья религиозность во многом в последнее время стала формальной. Этот фактор уже давно использует тот же КСИР, вербуя афганских беженцев-шиитов, прежде всего хазарейцев для своих операций за пределами Ирана.

В 2014 г. Иран сформировал из афганских беженцев-хазарейцев подразделение «Лива Фатимиюн» (Бригада последователей Фатимы – дочери Пророка Мухаммеда). Организатор «Лива Фатимиюн», Али-Реза Тавассоли, был ветераном ирано-иракской войны и доверенным лицом одной из ключевых фигур КСИР и командующего иранским спецподразделением «Аль-Кодс» Касема Сулеймани (впоследствии уничтоженного американцами).

Подразделения из хазарейцев, превратившиеся по сути в «дочернюю ЧВК» КСИР, до сих пор воюют в Сирии. Численность бригады «Лива Фатимиюн» составляет более 20 тыс. человек. Вербовка как правило происходит в лагерях афганских беженцев на востоке Ирана, в дальнейшем их обучает и вооружает КСИР.

Бригада «Лива Фатимиюн» на протяжении всего ее участия в сирийском конфликте принимает участие в самых ожесточенных битвах. Это привело к высоким потерям. Только в Алеппо и Дераа погибли как минимум 700 афганцев из этого подразделения. Отличились хазарейцы и в других операциях. Так 3 февраля 2016 г. произошел прорыв сирийскими правительственными войсками блокады населенных шиитами городов Нубель и Аз-Захра (север провинции Алеппо). В авангарде наступления выступили «Хезболла» и иностранные шиитские формирования, в том числе и хазарейская бригада «Лива Фатимиюн».

Однако, активно вербовать в свои боевые подразделения КСИР, судя по всему, начинает не только шиитов-хазарейцев. Значительный процент афганских беженцев в Иране составляют и сунниты: пуштуны, таджики, узбеки, туркмены, чар-аймаки, белуджи и другие. Многие из них откровенно бедствуют в лагерях беженцев, поэтому перспектива «заработка» в КСИР может привлечь очень многих. Это, не говоря уже о том, что правительство афганских талибов продолжает политику дискриминации в отношение шиитов-хазарейцев. Число афганских беженцев этой национальности в Иране пока только увеличивается, а значит у того же КСИР нет проблем с их вербовкой.

Очевидно, что КСИР имеет намерение в дополнение как минимум 20 тысячному контингенту афганцев- хазарейцев, из имеющей боевой опыт бригады «Лива Фатимиюн», сформировать еще более многочисленные подразделения из афганских беженцев для использования «на новых фронтах». И одним из таких «фронтов» кое-кто в Тегеране явно видит Зангезур и азербайджанский Карабах.

Варден Цулукидзе

Прочитано : 2143


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента