Поражение России в Украине грозит Ирану распадом

04.07.23 10:12


Не многие могут «ловить» причинно-следственную связь того, насколько тесно сплетены между собой судьбы Ирана и России, по крайней мере, последние 150 лет. Более того, такие события в Иране, как т.н. «конституционная» революция 1905-11 г., свержение династии Каджаров и приход к власти династии Пехлеви в 1925 г, шахская «белая революция» 1963—1979 гг. и наконец, Исламская революция 1979 стали возможны из-за ослабления позиций России на южном геополитическом направлении.

Российская империя к началу 20-го столетия была заинтересована в стабильности правящей в Иране тюркской династии Каджаров, с которой у нее было тесное экономическое и политическое сотрудничество. Британская империя же, наоборот, намеревался «переформатировать» Иран, что ей и удалось путем череды революций и переворотов. Революция 1905-11 гг. в Каджарском Иране вообще началась «синхронно» с революцией 1905-1907 гг. в России. И что самое интересное, в обеих державах в качестве одной из «движущих» сил революций действовали все те же армянские дашнаки.

Октябрьская революция 1917 г. в России и гражданская война в этой стране привели к «обнулению» российского влияния в Иране, чем незамедлительно воспользовались британцы, приведя к власти вместо Кадажров своего марионетку Реза-хана, ставшего шахом и основавшего, якобы, «древнюю персидскую» династию Пехлеви. Эта династия и взяла курс прежде всего на борьбу со всем тюркским и на «великоиранский» национализм.

Неудачи Иосифа Сталина в «советизации» Южного Азербайджана после Второй Мировой войны привели к тому, что шахи из династии Пехлеви взяли курс на сотрудничество США для «защиты от СССР». В рамках этого геополитического выбора сверху была организована так называемая «Белая революция». Это был   комплекс политических и социально-экономических реформ, проводившихся в Иране шахом Мохаммедом Реза Пехлеви в 1963—1979 гг. 

Тотальное доминирование США в Иране не устраивала других западных игроков, прежде всего Францию, и итогом чего стала Исламская революция 1979 г. Тем самым Франция как бы взяла у СССР «реванш» за то, что Кремль «лез» в ее африканские колонии. Был организован в целом недружественный СССР режим у него под боком. СССР не позволили развернуть «революционный» процесс в Иране в сторону построения очередного «социалистического общества», а после вторжение советских войск в Афганистан, Иран стал одной из баз афганских повстанцев-моджахедов (прежде всего из числа шиитов-хазарейцев).

Распад СССР привел к тому, что между Тегераном и Москвой начало укрепляется сотрудничество. Этому способствовало и появление на Южном Кавказе независимой и крайне агрессивной Армении, как «совместного проекта» с одной стороны той же Франции, а с другой стороны – России (поскольку зависимость армян от РФ изначально была тотальной).

Постепенно сотрудничество РФ и Ирана переросло в геополитический союз. Совместные военные операции начались в Сирии в 2015 г., а с 2022 г, по факту и в Украине, где РФ в своей агрессии против этой страны зависит от поставок иранских вооружений, прежде всего ударных дронов.

Союз РФ и Иран в последнее время становится еще более тесным «благодаря» статусу «международных изгоев» у обеих держав (Кремль получил этот статус после агрессии против Украины). Сходные имеются у РФ и Ирана внутренние проблемы. Речь идет о «центробежных» тенденциях и подавлении центром стремления национальных регионов к самостоятельности.

Причем, «проблемные национальные регионы» у РФ и Ирана находятся в геополитической близости. Для РФ это – Северный Кавказ, для Ирана – север страны, прежде всего исторический южный Азербайджан.

И РФ, и режим в Тегеране практиковали жесткое подавление» национальных регионов. Кремль, к примеру, потопил в крови движение за самостоятельность Чечни, и перешел к относительной «лояльности» к чеченцам после того, как установил здесь власть полностью послушных марионеток. Власти Исламской Республики Иран тоже проводят политику национального угнетения в отношение «неперсидских» этносов. Последние 100 лет персидские шовинисты ведут борьбу против культуры и культурной идентичности национальных меньшинств Ирана. Не последний, небольшой и недавний пример - в провинции Зенджан на северо-западе Ирана запрещен традиционный тюркский фестиваль. Ранее в южно-азербайджанском городе Урмия власти страны закрыли турецкий театр «Шахрияр». Закрыт также культурный центр с азербайджанскими национальными костюмами. В Иране, где проживают миллионы азербайджанцев, отсутствует обучение на азербайджанском языке. Тюркофобией заражена и семья президента Исламской республики Иран– его супруга недавно объявила тюрок «древними врагами» Ирана.

В последние дни неожиданно лидер РФ Владимир Путин (тот самый который подавил в крови Чечню) начал показушно «заботиться» о регионах Кавказа. 28 июня, президент России прибыл с рабочим визитом в Дагестан. Он встретился с жителями города, которые бурно приняли лидера страны, демонстрируя «народную любовь». После этого в СМИ получили широкое распространение новости о «наигранности» этой встречи. Примечательно, что повышенный интерес к кавказскому региону Путин начал проявлять сразу после мятежа ЧВК «Вагнер». Вероятно, таким образом, президент РФ пытается вернуть себе имидж «непоколебимого лидера» и показать полный контроль над властью в стране, который по заявлениям мировых СМИ, ослаб. Еще одной возможной причиной «заботы» может быть страх повторения аналогичных мятежей на фоне частых выступлений глав кавказских народов по поводу отделения от России. Аналитики отмечают, что президент РФ использует аналогичный способ своего нового близкого соратника - президента Ирана Раиси, который также неожиданно в последнее время начал «обхаживать» провинции страны, населенные нацменьшинствами.

Такое изменение в отношение к нацменьшинствам у двух режимов происходит не от «хорошей жизни». Они сейчас на глазах «шатаются». Режим в Тегеране пошатнули массовые протесты против власти мулл и установленных этой властью порядков, режим в Москве неудачная для Кремля война в Украине и мятеж ЧВК «Вагнер».

Еще одна особенность режимов в Москве и Тегеране – их крайняя милитаризация и активное привлечение национальных меньшинств РФ и Ирана в качестве «пушечного мяса» для агрессивных войн. Оба режима пытаются укрепить единство, «повязав кровью» наиболее пассионарных представителей национальных общин. Не случайно, в той же КСИР значительную роль играют этнические азербайджанцы, а Генштаб Исламской республики Иран возглавляет выходец из КСИР азербайджанец Мохаммад Багери.

Очень интересно, что крайняя милитаризация империй накануне их распада и, в итоге, военных поражений – это известная мировая тенденция. Через это, к примеру, прошла та же Австро-Венгрия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне и развалившаяся на национальные государства. Поэтому нынешняя милитаризация и РФ и Ирана и их стремление решить национальные вопросы нагнетанием военного психоза может иметь обратный эффект.

Запоздалое заигрывание Путина и Раиси с национальными меньшинствами своих стран здесь поможет слабо -- процесс развала «стран-изгоев» может начаться неожиданно и принять обвальный характер.

Не случайно Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов предупредил, что мир должен быть готов к распаду РФ.   По его словам, Украина анализировала, что происходило в регионах России во время мятежа ЧВК «Вагнер» и попытка госпереворота показала, что Россия не является крепким государством… «...на основе этих анализов можно сказать, как будет выглядеть Россия после распада... Татарстан будет отдельным, Дагестан будет отдельной страной, которая не имеет ничего общего с Россией. Это колонии Российской Федерации». – заявил Алексей Данилов. Также, по мнению Данилова, распад России начнется с Кавказа.

Поражение РФ в Украине будет автоматически означает крах российской политики и на других фронтах и вызовет «эффект домино» у союзника РФ – Ирана. Режим в Тегеране вместе с КСИР, без военного участия РФ, просто «не потянет» дальнейшее поддержание режима Асада в Сирии. Достаточно одного военного поражения (хотя бы сирийского, а если будет столкновение с Азербайджаном и Турцией, то для Ирана это обернется катастрофой) – и может последовать «цепная реакция». Общество разочаруется и в КСИР и в тегеранском режиме, (национальные меньшинства Ирана уж точно), а милитаризация сознания приведет к разделению армии по национальному признаку. Примерно также как разделилась на национальные армии единая австро-венгерская армия в 1918 г. Естественно, после этого автоматически забудутся все «антитюркские» совместные проекты Москвы и Тегерана, например, та же поддержка Армении и «арцахских» сепаратистов.

Александр Захариадзе

Прочитано : 4015


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента