АНАЛИТИКА

Дашнакские бандиты опустошали земли исторической Лазики и проводили этно чистки против мусульман грузин

14.07.22 11:02


Когда армянские националисты начинают рассказывать свои мифы о «геноциде» они представляют дашнаков в качестве эдаких «невинных овечек». О том, что мусульманское население страдало от действий дашнакских террористов, о том сколько эти террористы уничтожили минных жителей они обычно умалчивают. Но из ряда последних публикаций самих армянских националистов можно косвенно представить и воссоздать картину преступлений дашнаков против неармянского населения на территории Османской империи. Тем более, что жертвами этих преступлений стали во многом также грузины-мусульмане (лазы и потомки беженцев из Аджарии – «чвенебури»).

Потомки тех самых террористов, которые уничтожали лазов и других грузин-мусульман на территории сегодняшней Турции, затем еще раз проявили себя во время войны в Абхазии в 1992-1993 г., отличаясь невиданной жестокостью при геноциде и изгнании мирного грузинского населения.

Именно такие выводы можно сделать из размещенного на ультранационалистическом армянском сайте «Еркрамас» (на главной странице, которого красуется фашист Нжде) материала «Героическая самооборона амшенских армян Джаник-Орду. 1915-1923 гг.» ( https://yerkramas.org/article/10/geroicheskaya-samooborona-amshenskix-armyan-dzhanikordu-19151923-gg ). Относительно этого материала говорится, что оно подготовлено «по материалам книги М.Торлакяна «По следам моих дней» («Орерус hет») и воспоминаниям участников событий».

Напомним, что исторически область «Джаник» получила свое название от грузинского племени чанов или лазов. Т.е. это исторические земли Лазети (Лазики или Лазистана). После захвата Аджарии Российской Империей грузинское население этих земель увеличилось. Дело в том, что Джаник и особенно город Орду и его окрестности стали местом расселения беженцев из Аджарии – грузин-мусульман, которые не желали оставаться под властью Российской империи после 1878 г. При этом, напомним, что «выдавливали» грузинское население из Аджарии во многом армянские переселенцы уже тогда рассматривавшие эти земли как зону своего массового заселения.

Так или иначе, но потомки грузин-беженцев в Орду, Гиресуне и других местностях исторической Лазети живут до сих пор. Они называют себя «чвенебури» (т.е. «свои» по-грузински) и до сих пор во многих местностях, особенно в селах сохраняют грузинский язык и традиции. Однако в 1915-1923 гг. этим грузинам пришлось пережить ужасы дашнакского террора, в результате которого десятки тысяч людей , в основном мирных жителей, были убиты.

Естественно армянские националисты описывая те события выставляют своих, дашнакских бандитов «героями»:

«В одном ряду славных страниц армянского сопротивления во время Геноцида в Османской, а затем и Кемалистской Турции, стоит малоизвестная широкому кругу читателей самая длительная самооборона армян Понта в течение 1915-1923 гг. Не будет преувеличением сказать, что эта героическая самозащита армянских фидаинов, длившаяся долгих восемь лет, опровергает миф о том, что армяне были безвольными и неспособными на сопротивление жертвами в самый страшный период нашей истории…»


Ложь, которую описывают в книге, очевидна, ибо противостоять 8 лет, оснащённой всеми видами современного оружия, турецкой армии очередной миф армянской пропаганды как и вся история о «геноциде». Ну, а о сотнях тысяч убитых дашнаками турках, курдах и грузинах-мусульманах авторы статьи естественно умалчивают.

«Еркрамас» сообщает подробности формирования банд и действий дашнакских бандитов:

«…Трабзонском вилайете было два крупных очага самообороны - в районе Трабзона (Емура), и в Джаник-Ордуйских горах. Помимо них, отряды самообороны действовали в волостях Трабзона и Карадере (Севкед). Наш краткий рассказ повествует о славных страницах движения сопротивления амшенских армян в Джанике и Орду и его героях.

Принято начинать события «геноцида армян» с выхода указа о депортации 1 июня 1915 г., хотя это не верно. До выхода этого указа повсеместно произошли еще два действа, во многом повлиявшие на состояние и положение армянского населения в годы Геноцида. Во-первых, до начала депортации была проведена мобилизация армян в ряды турецкой армии, где они были почти поголовно уничтожены. Эта акция в Понте прежде всего коснулась городских армян Самсуна, Чаршамбы, Терме, Унье, Бафры, Орду, менее - сельских армян, которые трудно поддавались учету, и часто саботировали призыв. Во-вторых, в апреле-мае 1915 г. по всем районам Турции прокатились репрессии против армянской интеллигенции и общественно-политических кругов. Не стали исключением в этом плане и районы Джаник-Орду. Так в Самсуне в апреле 1915 г. было арестовано несколько представителей партии Дашнакцутюн. После оглашения указа о выселении 24 июня 1915 г., эта акция была повторена в отношении других общественных лидеров армян, то же произошло и в Орду. Так, перед началом массовой депортации, армяне Понта оказались ослаблены, и в силу этого не смогли организовать достойного сопротивления в городах. Тем не менее, попытки самообороны были предприняты армянскими группами в Самсуне, Чаршамбе, Бафре и Терме, которые были тут же подавлены...»

Здесь очень интересно обратить внимание на такой нюанс: с началом Первой Мировой войны в Османской Империи была объявлена всеобщая мобилизация, не взирая на национальность граждан. Мусульмане, в том числе грузины и лазы все пошли в армию защищать свою страну. А вот армяне от мобилизации уклонялись. В итоге в грузинских селах Лазети почти не осталось мужчин способных к вооруженному сопротивлению. Остались старики, женщины и дети. И им противостояли уже тогда, сформированные из уклонившихся от мобилизации, армянские отряды, до зубов вооруженных дашнакских боевиков .

О том, как формировались дашнакские банды и об их предводителях «Еркармас» пишет следующее:

«…Иначе дело обстояло в сельских округах, где население, сразу же после начала депортаций и массовых убийств, стало покидать населенные пункты, чтобы укрыться в горах и избежать высылки, и вскоре организовало ряд фидаинских групп самообороны во всех округах районов Джаник и Орду. Лидерами этих отрядов стали как местные члены АРФД, так и авторитетные представители общин. К осени 1915 г. сформировались фидаинские группы в Орду под руководством Гарабеда Вартаняна (Ваштоногли) с центром у села Памбуклуг, Сетрага Минасяна (Дели Сетраг, Минасогли) и Кучук Артына (Арзумонян Артын), в Чаршамбе - Дер-Хорена Календжяна (Дели Папаз, Дели Кешиш), Хачига Тулумджяна, Априома Хачадуряна, Агопа Кеяна (Агопос) и Саркиса Татуляна (Тякуйци Татулогли), в районе Терме - Зейтуняна Ованнеса (Зил Ованнес), Хачига Карагезяна (Кара Хачиг) и Минаса Касумяна, в районе Фатсы - Гарабеда Урумяна и Гарабеда Саряна, дислоцировавшиеся в районе села Савуджаг, в Унье - Гарабеда Тахмазяна (Дели Ходжа), Аведиса Чакряна, Дикрана Зейтунджяна, Кеворка Кесяна, чуть позже - Серопа Каракеяна, сосредоточившиеся в районе села Кеклуг и в урочище Таз-Даг. К осени из этих отрядов образовалось три партизанских соединения, первое в районе села Тякур под командованием Тякуйцы Татула, второе - в районах Терме - Чаршамба под руководством Зил Ованнеса, третье - в районе Унье - Орду во главе с Ваштоногли. В дальнейшем они были объединены под общим руководством Зил Ованнеса, одного из самых известных амшенских фидаинов, происходившего из армянского села Памбуклуг в районе Терме. Эту роль он выполнял вплоть до своей трагической смерти в начале 1917 г., в своем родном селе. Турецкая администрация и военные, осознав и почувствовав всю силу фидаинского сопротивления, весь 1916 год предпринимали неоднократные попытки покушения на Зил Ованнеса, в конце концов, смогли свести с ним счеты, только с помощью предательства…»

Армянские националисты также очень любят лить крокодильи слезы о якобы «разрушенных турками армянских церквях». Однако в статье, опубликованной на сайте «Еркрамас» они прямо признаются в том, что именно дашнакские боевики ограбили («унесли с собой святыни») и сожгли свою же, армянскую церковь:

«…В 1915-1917 гг. амшенские фидаины провели ряд успешных операций и боев, память о некоторых из них сохранилась в фольклоре. Предания и воспоминания очевидцев повествуют о героической обороне армянского района Тякур под руководством Саркиса Татуляна. Обороняющиеся трижды отбрасывали превосходящие силы турок от местной святыни, церкви Сурб Минас, где хранились реликвии амшенских армян. Покидая эти места навсегда в 1920-1921 гг., армянские гайдуки по решению совета сожгли церковь и унесли с собой святыни, переправив их в Россию, не дав надругаться над ними турецким аскерам...»

Логично можно предположить, что разграбив и дотла спалив армянские церкви на территории Турции «христиане армяне» первым же делом построят церкви там, куда они переселились. Но не тут то было! В той же Абхазии напомним, в районах расселения армян долгие десятилетия не действовало ни одной армянской церкви! Единственную церковь они построили в Гагре лишь после сепаратистской войны и тотального изгнания из города грузинского населения.

Интересно знать куда дашнаки дели те «святыни», которые они якобы «спасли» от турок». Т.е. банальное святотатство, вандализм и грабеж, банальное разрушение церквей выдается за «подвиг». И эти же армянские националисты при этом еще претендуют на 465 грузинских церквей на территории Грузии!

Армянские дашнакские банды в исторической Лазети (Лазстане) представляли собой серьезную военную силу:
«…Летом и осенью 1915 г. по приказу Зил Ованнеса Аведис Чакрян с отрядом фидаинов предпринимает затяжной поход в район Гиресуна, в результате которого были объединены в единый фронт все партизанские группы Джаник-Орду, собраны беженцы под его защиту, освобождены десятки пленных и заложников у турков. Так, что к концу 1915 началу 1916 г. армянское фидаинское движение представляло собой мощное военное образование… В конце 1915 г. фидаины вышли победителями в сражении с отрядами Гюрджи Чавуша, у местечка Кез-депе. Это была первая громкая победа армянских гайдуков...»


Упомянутые «отряды Гюрджи чавуша» – это отряды самообороны местного грузинского населения организованные чтобы противостоять дашнакским бандам. Самое прозвище «гюрджи» указывает, что этот человек – руководитель ополчения и отрядов самообороны -- был грузином. Поскольку почти все молодые здоровые мужчины из грузинских сел Лазети (Лазистана) воевали в турецкой армии, то в этих отрядах самообороны в основной были старики, инвалиды, калеки, подростки, причем плохо вооруженные. Поэтому не нужно удивляться, что вооруженные до зубов дашнакские банды наносили поражения этим отрядам.

По сути, дашнакские банды организовали против турецкой армии еще один фронт и помогали российской армии, оккупировавшей восточные районы Турции:

«…В феврале 1916 г. развернулся бой у села Таз-Даг, в ходе которого фидаины снова нанесли поражение туркам. В этом бою геройски погиб один из хмбапетов Дикран Зейтунджян. На протяжении всего 1916 г. не прекращались попытки турков покончить с главным опорным пунктом Зил Ованнеса в урочищах Кеклуг, но все они были безуспешны. К тому же, в этом году в Джаник из Йозгата перебралась фидаинская группа Адама Чавуша, пополнившая местное соединение. В апреле 1916 г. русские войска вошли в Трабзон. После чего Зил Ованнес собрал совещание командиров отрядов в селе Уч-Пунар, на котором было решено послать делегацию в Трабзон с просьбой об их передислокации к русским и выводе мирных жителей из зоны военных действий. Но русское командование согласилось лишь помочь с беженцами, попросив гайдуков оставаться в Джанике, чтобы оказать помощь при продвижении русских войск...

После этого штаб Зил Ованнеса обосновался в селе Кериш-Депе, под Терме. Вскоре турки предприняли массированное наступление по трем направлениям, чтобы окончательно покончить с фидаинским сопротивлением. Нападениям подверглись Кериш-Депе, Тякур и Кел-Депе. Но все эти попытки турков были тщетными, как в 1916, так и в 1917 годах…»

Здесь не пишется о сожженных дашнакскими бандитами селах и об убитых и замученных мирных жителях. Все это можно представить, тем более, что аналогичные «подвиги» повторили потомки этих дашнаков в Абхазии в составе батальона им Баграмяна.

Однако, приостановка наступления русских войск, а затем революция в России и развал Кавказского фронта сломали дашнакские планы по «полной очистке» земель восточной Турции от коренного населения:

«После суровой зимы 1916-1917 гг. армянские фидаины понесли невосполнимую утрату. В начале 1917 г. был предательски убит первый руководитель джаник-ордуйских сил самообороны Зил Ованнес Зейтунян. С этого времени объединение распалось на две группы: в Орду под командованием Ваштоногли, а в Чаршамбе и Терме под руководством созданного совета...

Но в 1917-1918 гг. Россия оказалась в пожаре революции, и русская армия стала массово покидать Кавказский фронт. Вдохновленные этим турки предприняли попытки расправы с армянскими фидаинами по отдельности. В 1918 г. были предательски убиты Артын Минасян, Ованнес Урумян, в тюрьме оказался Гарабед Тахмазян, совершена попытка убийства Аведиса Чакряна и его сподвижников и т.д. В этот полумирный период армянские гайдуки помимо хозяйства занимались также и спасением, вызволением армянских детей-сирот из турецких семей, пленных, заложников и т.д.»


Воевали дашнакские бандиты и против кемалистской армии, отвлекая ее от других фронтов, где приходилось воевать за независимость Турции, в частности против агрессии Греции. На это раз они стали союзниками греческих интервентов и греческих банд в турецком тылу:

«…Уже к 1920 г. обстановка в Турции опять обострилась. В районе началась внутренняя борьба кемалистов и антикемалистов, вовсю свирепствовали банды башибузуков и дезертиров. В такой ситуации армянские вооруженные отряды снова ушли в горы, и начался новый этап борьбы и самозащиты. В 1920 г. ордуйские отряды Ваштоногли смогли отбить нападение самого свирепого из местных башибузуков, Топал Османа из Гиресуна. В 1921 г. в районе Эрбаг Агоп Крбашян нанес поражение кемалистам, предпринявшим попытку окружения и уничтожения армянских фидаинских групп.

В 1921 г. фидаины вели самоотверженные оборонительные бои в районе Кел-Депе. В этот период армянским мстителям уже стало понятно, что помощи ждать неоткуда. Часть из них решила перебираться в Россию, и летом 1921 г. Сааг Камалян и Месроб Языджян покинули Термейские леса и отправились на Черноморское побережье Кавказа... К тому же в 1922 г. со стороны кемалистов прозвучали призывы к примирению и разоружению, часть армян поддалась этой провокации. Притом, что в Понте уже вовсю разыгрывалась антигреческая истерия, и до погромов оставался один шаг. Все эти годы армянские фидаины рука об руку действовали с местными греческими гайдуками. В декабре 1922 г. туркам удалось заманить армянских и греческих партизанских лидеров под предлогом переговоров о мире и дальнейшей жизни. В результате были убиты пять греческих командиров, в тюрьму посажены Дели Кешиш, Дели Ходжи, Артын Хачадурян и др.,

… В ближайших турецких селах они взяли в заложники несколько известных турков и потребовали переправить их вооруженных в Россию. Турецкие военные, зная опыт и возможности загнанных в угол фидаинов, согласились на этот вариант. 16 ноября 1923 г. последние армянские отряды фидаинов вышли из Чанкириша, сопровождаемые по сторонам турецкими военными группами добрались до морского берега недалеко от города Унье, погрузились в шлюпы и покинули свою родину навсегда…»


И здесь пусть нехотя, но авторы упоминают о террористических методах дашнаков, в частности о захватах заложников.

Пройдет еще несколько десятилетий – и потомки дашнакских бандитов , убивавшие грузин-мусульман в Турции, начнут убивать грузинское население в Абхазии, поверившее их лживым рассказам о «многострадальности» и «геноциде» и приютившее бежавших из Турции бандитов на своей земле.

Kavkazplus

Прочитано : 3619


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента