АНАЛИТИКА

Талышский сепаратистский проект: Особенности формирования и сходство с абхазским проектом

04.04.19 21:25


После того как в России в сентябре 2018 г. был арестован и в феврале депортирован в Азербайджан один из лидеров талышских сепаратистов Фахраддин Абосзода (Фахраддин Аббасов) у общественности Азербайджана и вообще стран Южного Кавказа возник вопрос: как формировались «кадры» сепаратистских движений и что они из себя представляют, и кто за ними стоит.

Относительно Фахраддина Абосзода известно, что он родился в небольшом селе Блабанд Лерикского района Азербайджанской ССР. В годы СССР это село, как и весь Лерикский район не только находились в погранзоне, но имели исключительно важное значение с точки зрения охраны границы.

Через село Блабанд проходили дороги и тропы к советско-иранской границе, которая в этом месте шла по гребню Талышских гор, и охранять ее было достаточно сложно. Соответственно руководство погранвойск КГБ ССР были заинтересовано, чтобы среди местного населения было как можно больнее осведомителей, сообщавших как о возможных нарушителях, так и о несанкционированных контактах населения со своими родными и близкими по ту строну границы. Поэтому сотрудничающим с КГБ семьям и «перспективным» выходцам из этих семей всячески способствовали в карьере, как на местном, так и республиканском уровнях.

Кроме того, нельзя забывать, что Лерикский район находился в зоне, где еще в 1920-30 гг. советские власти искусственно планировали создание «талышское вопроса». Здесь тогда активно внедрялся искусственно созданный «талышский» язык, специально изобилующий персидскими словами. Он отличался от разговорного талышского языка. Естественно те, кто охотно шел на сотрудничество с властями и спецслужбами включились в компанию «талышизации». Эти люди и их семьи остались «на примете» того же КГБ и после того, как по ряду объективных причин кампания «талышизации была свернута».



Таким образом, Фахраддин Аббасов был явно «на примете», а возможно и завербован КГБ уже на своей «малой родине». Возможно, он сотрудничал со спецслужбами потом, когда поступил на исторический факультет Бакинского государственного университета, куда был достаточно большой конкурс и просто так потупить юноше из глухого села, если он не обладал «выдающимися» способностями или не имел «высоких покровителей» было сложно.

Тем более что после получения высшего образования Фахраддин Аббасов остался преподавать в этом же университете и в 27 лет – в 1984 году стал кандидатом философских наук. Тема его диссертации: «Совершенствование производственных форм жизнедеятельности трудящихся в условиях зрелого социализма (на материалах Азербайджанской ССР)».

Тема нужно сказать с «советской точки зрения очень перспективная – тех, кто «научно занимался» так сказать «жизнедеятельностью трудящихся в условиях зрелого социализма» очень часто затем выдвигали на руководящие должности в партийных органах и во власти на местах. Т.е. определенные силы «толкали» Фахраддина Аббасова как «молодое талышское дарование» «наверх».

Здесь интересно сравнить Фахраддина Абосзода с другим «сепаратистским дарованием» – лидером абхазских сепаратистов Владиславом Ардзинба.

Владислав Ардзинба родился в селе Эшера (недалеко от Сухуми), отец его был директором школы, мать — учительницей. Напомним, что в советские времена в селе Эшера располагалась Центральная олимпийская база СССР (где тренировались спортсмены, выезжавшие за рубеж – т.е они были под плотневшей опекой КГБ). Кроме того, в селе функционировал санаторий Минобороны СССР – «Эшера». Т.е семья директора школы этого села не могла не сотрудничать со спецслужбами. И совсем не удивительно, что их отпрыск сделал головокружительную «научную» карьеру.

В 1966 году Владислав окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького. И в тот же год поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии Наук СССР, где в 1969 году (в 24 года) защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». По окончании аспирантуры он стал сотрудником сектора идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения.

Тема исследований будущего лидера абхазских сепаратистов – хеттология, была выбрана, совсем не случайна. Тогда в Турции активно проводились раскопки и исследование памятников хеттской цивилизации. Была доказана преемственность этой культуры с культурой и традициями тюркских народов.

Это выводило из себя советских идеологов, которые везде утверждали расистский и антиисторический тезис о том, что тюрки, это «дикие пришельцы» которые, дескать, никакого отношения к древним цивилизациям Малой Азии не имеют. Поэтому был дан «заказ» – доказать происхождение хеттов от какого-нибудь из «советских» народов, причем «лояльных» к Кремлю.

И Ардзинба начал этот «партийный заказ» рьяно выполнять, сочиняя псевдонаучный бред о «взаимосвязях» хеттов и абхазов. Что интересно, научным руководителем Ардзинбы был академик Вячеслав Иванов, в свое время выдвинувший также абсолютно бредовую псевдонаучную «армянскую гипотезу», утверждавшую, что «праиндоевропейский» язык возник на так называемой «Армянском нагорье».

Таким образом, фальшивое «научное обоснование» абхазского сепаратизма и выращивание «кадров» для этого сепаратизма шло параллельно. То же самое КГБ и советские спецслужбы пытались делать и с талышами. В годы советской власти началось «конструирование» искусственной «талышской нации», унификация талышского языка и «научное обоснование» того что талыши «уникальный, древний, арийский» и самое главное «абсолютно отдельный» от азербайджанцев народ. К «талышским исторический фигурам» начали причислять выдающихся деятелей азербайджанской истории – таких, к примеру, как Зороастр, Бабек и даже Шах Исмаил Хатаи.

Правда, в 1930-ые гг. «талышский проект» объективно стал «спотыкаться». Пропагандируемое «арийство» талышей вошло в противоречие с назревавшей борьбой СССР с немецким нацизмом. Ведь в Третьем Рейхе с самого начала (с приходом Гитлера к власти) выступали под теми же «арийскими» лозунгами о «расовом превосходстве» над другими народами. В рамках этой нацистской пропаганды некоторые народы СССР, объявленные «арийцами», были выбраны как элемент борьбы с славянскими и другими народами Советского Союза. Такой оборот дел вынудил Кремль свернуть пропаганду «арийства» у себя в стране.

А уже после Победы в Великой отечественной войне было не до «талышского проекта». У СССР возникли проблемы с сохранением виляния в Иране. Одно время при Сталине даже делалась ставка на иранских азербайджанцев, но противодействие Запада помешало СССР сделать Южный Азербайджан просоветским, и национально-освободительное движение южных азербайджанцев было потоплено в крови. Сталин пошел на сговор с Западом, пожертвовав проектом «Южный Азербайджан» взамен на серьезные уступки в Восточной Европе и разделения Германии на ФРГ и ГДР.

Потом в Иране проамериканский шахский режим начал делать ставку на жесткий иранский национализм, преследовать все тюркское. И опять «подпевать» иранским националистам и их покровителям раскручивая «талышский проект» руководство СССР сочло нецелесообразным.

И лишь после победы в Иране в 1979 году Исламской Революции, когда антитюркская националистическая политика новыми властями в Тегеране временно была несколько смягчена, за «талышский проект» в Кремле вновь серьезно взялись.

Но тот факт, что формирование новой «талышской нации» по указанными выше геополитическим причинам несколько раз прерывалось в 20 веке, а также по причине отсутствия поддержки этому проекту среди самих талышей – вносило сбои в работу спецслужб.

Выяснилось, что «старые» кадры и агенты влияния, используя которые думали строить «талышскую нацию» еще в 1920–30 гг., или умерли или находятся в очень преклонном возрасте. А агентура КГБ более молодого возраста «талышским проектом» просто не была серьезно подготовлена. Во многом они даже стали забывать талышский язык – ведь долгие годы для советской «карьеры» он был абсолютно не нужен.

Поэтому формирование «пятой колонны» и «спящей агентуры» в районах расселения талышей проходило не так системно и гладко, как формирование «абхазкой сепаратистской агентуры в грузинской Абхазии. Приходилось довольствоваться теми кадрами, которые «попадались под скорую руку».

«Качество» этих кадров с точки зрения интеллектуального уровня было ниже, чем в том же абхазском сепаратистском проекте. Тот же Ардзинба на своей бредовой теме взаимосвязи хеттов и абхазов стал благодаря своим покровителям из спецслужб «заметной величиной» в хеттологии. Серьезные ученые делали вид, что «уважают его взгляды» чтобы лишний раз не ссорится с «советской наукой». Не говоря уже о том, что в самой Абхазской АССР начиная с 1950-х годов полным ходом шла «абхазизациия» и даже многие беспринципные грузины, завербованные спецслужбами «записывались» абхазами.

Фахраддин Абосзода по своему интеллекту и способностям выглядел скромно даже на фоне абхазских и других сепаратистов – это видно даже из его статей и выступлений. Но более умных и талантливых «идеологов» у тех, кто курирует талышский сепаратистский проект, просто не было. Очевидно, что талышский сепаратистский проект делался «по-быстрому» не имея абсолютно никакой поддержки среди собственно талышского населения. До распада СССР с «качественной» подготовкой будущего очага сепаратизма спецслужбы «не успели». Даже, несмотря на то, что в этот проект, как и в абхазский, включилось армянское лобби.

В отличие от абхазского сепаратизма не был составлен вменяемый и похожий на правдоподобие миф о «талышской государственности». В итоге пришлось «на скорую руку» объявлять «талышским национальным государством» дашнакско-большевицкую Муганскую республику (просуществовавшую несколько месяцев в 1919 году) которая как раз занималась уничтожением талышей. С таким же успехом можно было нацистский Третий Рейх объявить «еврейским государством».

Но в целом, пусть и с перерывами, и «талышский» сепаратизм формировался по тому же самому принципу, что и другие сепаратистские проекты на Кавказе, в частности абхазский и южно-осетинский. Создавалась «спящая агентура» потенциальных талышских сепаратистов, которая в критические моменты при внешней поддержке должна была организовать сепаратистские мятежи.

Накануне и при распаде СССР эти агенты внедрялись в органы власти и силковые структуры Азербайджанской ССР. И в итоге именно эта агентура сыграла свою черную роль в организованной в интересах армянского лобби советскими спецслужбами Карабахской войне. Тогда деятельность таких агентов не только привела к сдаче армянским оккупантам стратегически важных позиций (того же Лачина) но и вообще поставила пол угрозу существование Азербайджана. Лишь самоотверженность и героизм азербайджанской армии, и патриотизм талышей, выступивших против мятежников, спасли страну от катастрофы.

Читайте также:

Последние годы СССР и борьба за независимость Азербайджана. Вклад талышского народа

«Арийские» политические игры и идеологические эксперименты с талышами и другими народами СССР

Краткая хроника террора и геноцида талышей в 1918-19 гг.

Талыши в авангарде борьбы за свободу Азербайджана (1918-1920 гг.)

Последние годы Талышского ханства: героическая оборона Ленкорани – 2 Часть

Последние годы Талышского ханства: героическая оборона Ленкорани – 1 Часть

Краткое перечисление древних тюркских топонимов и племен на юго-западе Каспия

Талышские ханы в борьбе за наследие азербайджанской империи Сефевидов

Вымышленная индо-европейская доктрина и искажения истории талышского народа

Великий ильхан Олджейту Худабандэ и его славное талышское войско

Талыши и другие иранизированные тюрки: хазарейцы, чараймаки

Талыш – первое упоминание в источниках: почему иранские и армянские «ученые» его «не замечают»?

Продолжение следует

Прочитано : 3817


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента