Об одном примере искажения исторической правды – Часть 4

24.04.17 21:45


К началу христианской эры граница между Арменией и Грузией проходит, как это можно усмотреть из сравнительно-критического изучения современных источников, по Кура-Араксинским водораздельным хребтам, причем средняя часть Чорохского ущелья входит в пределы Грузии. Здесь Страбон границу полагает в Мосхийских горах, а Плиний утверждает, что территория Иберии простиралась до Париадрийских гор. Если даже согласиться с принятым всеми исследователями мнением, что Париадр древних есть нын. гора Пархал (мы считаем, что наименование Париадр относится к горам, находящимся далеко к юго-западу от Пархала), и в этом случае мы получим: несомненное свидетельство того, что во взятую эпоху Тао, юго-западной границей которого как раз и служила гора Пархал, составляло часть Восточно-грузинского царства.[1]

I–III века нашей эры есть период значительного усиления Грузинского царства. Армения же, превращенная в арену непрекращающихся войн между Римом и Ираном, постепенно слабеет и истощается. Это – время нового передела территориальных владений на армяно-грузинской границе. Наше утверждение относится, прежде всего, ко второй трети I века, когда на армянском престоле сидят представители грузинского царского дома. Важно также сообщение Тацита, что в 58 году н. э. по повелению грузинского царя Фарсмана I в Армению вторгаются месхи. [2] Следовательно, месхи в это время продолжают оставаться подданными грузинского царя. А ведь месхи, как это известно всем, есть название жителей тех самых южно-грузинских провинций, которые в IX-X веках и составляют царство Тао-Кларджетию. Но из этого следует и тот вывод, что территория позднейшей Тао-Кларджетии в середине I века н. э. составляла часть Грузинского царства. Есть основание также полагать, что сообщение Д.Кассия об увеличении территории Грузинского царства при имп. Адриане имеет в виду расширение его границ в южном направлений.

Для середины же VI века знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, поразительно осведомленный в закавказских делах писатель, вновь подтверждает, что месхи, занимающие высокогорную страну, издавна являются грузинскими гражданами. [3]

С основанием южно-грузинского феодального княжества Тао-Кларджетии положение в рассматриваемых районах приобретает еще большую ясность и определенность. Территория княжества все больше и больше расширяется к югу, включая в себя один за другим ранее утраченные районы. В 952 году византийский император Константин Багрянородный, столь же превосходно информированный о кавказских делах, как и Прокопий, категорически удостоверяет, что владения тао-кларджетских Багратионов подступали к самому Феодосиополю, нын. Эрзеруму, и что граница между Грузией и империей в этом секторе проходила по реке Араксу. Константин пишет: ...«по его (грузинского куропалата) просьбе (решено), чтобы границей Фазианы (груз. Басиани, область смежная с Эрзерумской. - С. Д.) служила река Еракс, или Фазис, и чтобы земли влево, в сторону Иверии (Грузии), принадлежали иверам (грузинам), а вправо, в сторону Феодосиополя, крепости и селения - нашему величеству, и чтобы река служила гранью между обоими владениями». [4] К концу того же века глава тао-кларджетского царства Давид III Куропалат присоединил к своим владениям новые обширные области вплоть до северного прибрежья Ванского озера и до гор. Эрзинки (нын. Эрзинджан). Нечего и говорить, что объединенное Грузинское царство еще более прочно укрепилось в этих областях.

Что же можно почерпнуть из армянских сообщений по этому вопросу? Возьмем наиболее субъективно окрашенный источник, известную «Армянскую географию», которую традиция приписывает Моисею Хоренскому и полагает сочинением V века н.э. Исследователи же датируют ее – одни VII веком, другие IХ-ым [5]. Этот памятник, проникнутый национальной тенденцией и потому порой грешащий против истины, так описывает Грузию: «Колхида, то есть Егер (груз. Эгриси. – С. Д.), находится к востоку от Понтийского моря, близ Сарматии, и сопредельна с Иверией и Великой Арменией. Егер разделяется на четыре провинции: Манрили, Егревика, Лазив, Чанет, то есть Халды». Таким образом, «География» относит к Колхиде не только современную Западную Грузию (Мингрелию, Гурию, Аджарию и др.), но и весь Лазистан, а также область чанов, тех же халдов, т. е. области к западу и югу от Трапезунта. В том же описании Колхиды говорится, что Чорох есть река Колхиды, хотя истоки ее находятся в Армении. О Восточной Грузии «География» повествует: «Иверия, то есть Грузия, к востоку от Егера, в смежности с Сарматией у Кавказа, простирается до пределов Албанских по реке Куре. Области Грузии следующие: Кларджи, Ардаган, Шавшети, Джавахи, Самцхе, Адчара, ...Манглисское ущелье, Квешское ущелье (древнее название нынешнего Башкичетского, или Дманисского района. - С.Д.), Болнисское ущелье, Трелы (т. е. Триалети. - С. Д.) Кангары, Ташир» и другие. [6] Тенденция «Географии» в данном случае проявилась в том, что в последующем изложении некоторые из этих областей упомянуты уже в составе Армении, но при этом каждый раз отмечается, что такой-то, мол, областью «владеют грузины». Совершенно очевидно (и не может быть другого толкования), что в VII–VIII вв. принадлежность этих провинций Грузии была общеизвестна и за ее пределами. Этот же факт, в наличных исторических условиях, имел также и этническое значение: в VII–VIII вв. Грузия лишена политического единства и самостоятельности, она сама находится под арабским господством, и выражение «Армянской географии», что названными провинциями «владеют грузины», нужно понимать преимущественно в том смысле, что там сидит грузинское население.

Тао («Тайк») «Армянская география» называет в числе армянских областей. Но вот гораздо более беспристрастный и лучше осведомленный источник, известный армянский историк VII века Леонтий (Гевонд) прямо говорит, что Кола входит в пределы Грузии (...hasan&r i sahmans Vra% i gawan Ko³)[7], район истоков реки Куры, по признанию той же «Армянской географии», была частью провинции Тао. Тот же Гевонд в другом месте Самцхэ (область города Ахалцихе) определяет как область страны грузинской (...hasan&r ya}xarhin Vra% i gawain or ko/i Sam%x&) [8], а Моисей Xоренский причисляет Кларджети к областям Грузии, [9] и т. д.

Итак, тенденция книжных построений средневекового клирика, раскрываемая его же собственными фактическими данными, очевидна. Она и понятна. Непонятно только, когда в наше время и в наших условиях не только не могут, но и не хотят освободиться из плена тех же самых клерикальных конструкций и представлений.

[1] С. Джанашиа. «К политической географии Иберского (Картлийского) царства в древнейший период». Сообщения АН ГССР, 1942 г., № 7.
[2] Annales, XIII, 37.
[3] De bello Gothico, VIII, 2.
[4] Сочинения Константина Багрянородного: «О фемах» (De thematibus) и «О народах» (De administrando imperio). С предисловием там же, стр. 168.
[5] В современной армянской научной литературе автором «Армянской географии» считается Анания Ширакаци (С.Т. Еремян – «Армения по «Ашхарацуйц»-у). (Армянской географии VII века). (Опит. реконструкции Армянской карты VII века на современной картографической основе – Ереван, 1963, стр. 7, на армянской языке. Б.А.).
[6] Текст «Географии» представлен в нескольких редакциях См., напр , „Армянская география VII в, по Р. X. (приписывавшаяся М. Хоренскозму). Текст и перевод"... изд. К. Патканов, С.-П6. 1877, стр. стр. 38-40 и 16-17 (текст); Geographie de Moise de Corene dapres Ptotemee", ed. p. A. Soukry, Ven., 1881, p.p. 37—39;
[7] Patmow]iwn U!ondeay meci vardapeti Hayo%, S.P., 1887, стр. 168.
[8] Там же, стр. 138.
[9] «История Армении Моисея Хоренского». Новый перевод Н. Эмйна, М., 1893, стр. 133.


Акад. С. Джанашия

«Об одном примере искажения исторической правды»
По поводу книги Н.Токарского
«Архитектура древней Армении»


(Продолжение следует)

Прочитано : 2548


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента